ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Теофил, простой священник, недостойный имени и звания монаха, желает всем тем, кто хочет очистить себя, подавить в себе праздность духа и мечтательность ума с помощью полезного занятия для рук своих, с помощью радостного созерцания нового.

Ты, кто бы ты ни был, драгоценнейший сын, должен исследовать могучую ниву различных искусств и пожертвовать рассудком и старанием, чтобы собрать то, что тебе нравится,— не считай ничтожными ценные дары природы, которые тебе неожиданно принесла родная земля. Иначе ты уподобишься глупому купцу, который нашел в яме, в земле, сокровище и не стал его собирать и хранить.

Если бы тебе принесли крошечные деревца мирры и ладана и бальзамом хлынули бы родные источники масла, молока и меда или вместо крапивы и чертополоха и других трав выросли бы лилии и шафран, стал бы ты относиться с презрением к этим вещам, как к ничтожным и обыденным, стал бы ты бродить по странам и морям, чтобы добыть чужеземные, возможно, более ничтожные, вещи? Ты сам понимаешь, что это было бы большой глупостью.

Хотя люди обычно больше всего хранят особенно бережно то ценное, что они достигают с большим потом и приобретают с большими потерями, но охраняют они гораздо бдительнее то одинаково ценное или даже более ценное, что они встретили или нашли благодаря случаю. Поэтому, милый сын, чтобы тебе не напрасно было даровано то, чего многие достигают только с большой опасностью для жизни на морских волнах, измученные нуждой, голодом и холодом, или утомленные рабством науки, изнуренные жаждой к учению, ожидай с нетерпением этих записок о различных искусствах, прочитай их внимательно и постигни с искренним рвением.

Если ты старательно исследуешь их, то найдешь, какими видами красок и их смешений владеет Греция, что в тщательности эмалей или разнообразии черни открыла Туска1; что в скани2 или литейном, или в интарсии3 различает Аравия; что в различных сосудах или в резьбе на геммах и по кости золотом украшает Италию; что в драгоценном разнообразии стекол избирает Франция; что в тонкой работе по золоту, серебру, меди, железу и камню торжественно прославляет Германию. А когда ты неоднократно прочтешь их (эти записки) и сохранишь их в верной памяти, то ты воздашь мне должное за разнообразие наставлений и будешь вспоминать меня так часто, как тебе понадобится мой труд. Все то, что здесь есть, я написал не из любви к похвале людской, не из желания земной награды, и промолчал, утаил, и сохранил что-либо для себя не из зависти и не из-за недоброжелательства, а пришел я на помощь многим и дал совет им на пользу.

____________

1 В тексте (латинском) манускрипта Теофила «Записка о разных искусствах» (книга I-III, перевод с латинского, «Сообщения ВЦНИЛКР», вып. VII, М., 19.62) обозначено «Tusca», — что означает «Tuscus»—тусский, этрусский (Ананьев, Яснецкий и Лебединский. Полный латинский словарь. М., 1862, стр. 670). Очевидно, Теофил имел ввиду Этрурию. Некоторые ученые под «Tusca» подразумевают «Russia», то есть Руссию — Русь (К. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. Изд. Академии Наук СССР, М., 1948, стр. 393; История культуры Древней Руси. Академия наук СССР, т. I, M—Л., 1951, стр. 134).

2 Скань — ювелирные изделия из крученых металлических (золото, серебро, медь) нитей, главным образом, изогнутых в виде завитков, скрепленных спайкой в одной металлической плоскости и образующих сложный кружевной узор.-

3 Интарсия — мозаика из кусочков дерева различных пород, иногда с добавлением кости и перламутра.

Первоисточник: 
ВЦНИЛКР. СООБЩЕНИЯ 7. М., 1963
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.