ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Консервация храмозданной доски церкви мартиниана Ферапонтова монастыря

Сизов Б.Т., Подъяпольский А.С.

История

Закладная белокаменная храмозданная доска с надписью о строительстве церкви преподобного Мартиниана Белозерского в настоящее время находится на западном ее фасаде слева от входа в храм. Доска вмурована в наружную стену поздней пристройки, возведенной в 1836-1838 годах при обращении монастырской церкви в приходской храм и находится на уровне около 2-х метров от земной поверхности. Содержание надписи на закладной доске - сведения о закладке и окончании строительства церкви: Лета 7148 [1640] зачата бысть сия церковь во имя преподобного отьца нашего игумена Мартиниана при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии и при благородном царевиче князе Алексее Михаиловиче и при митрополите Варламе Ростовском и при игумене Герасиме и при строителе старце Митрофане. А совершена бысть церковь сия во 7149 [1641] году августа 1 дня.

Есть все основания предполагать, что первоначально доска была установлена в наружной кладке западной стены храма, скорее всего — справа от западного входа (по образцу устройства закладной храмозданной доски на паперти трапезной палаты церкви Благовещения Богородицы 1530—1531 года (того же Ферапонтова монастыря).

Особенности формуляра надписи дают основание говорить о том, что надпись была вырезана после установки белокаменной доски в кладке стены храма, вскоре после окончания строительных и отделочных работ - в августе месяце 1641 (7149) года (текст надписи фиксирует момент завершения всех работ по созданию церкви, но ничего не говорит об ее освящении).

Закладная доска в течение 200 лет находилась in situ в кладке западной стены храма и была защищена от воздействия атмосферных осадков вначале крытой деревянной папертью, а затем, с 1760-х годов, каменным притвором, то есть находилась все это время внутри здания.

В 1836-1838 годах в связи с переделкой и приспособлением древнего здания для нужд приходского храма стена, в которой находилась закладная доска, была разобрана. При этом закладная доска была перенесена и установлена на новом месте, в заранее заготовленной для нее нише в кладке стены новой западной пристройки.

Скорее всего именно при извлечении доски с первоначального места и ее установке заново на новом месте доска оказалась разбита (разломана) на несколько крупных фрагментов с образованием мелких сколов и их последующим частичным выкрашиванием по линиям разлома. После установки фрагментированной доски на новом месте ее наружная поверхность была основательно замазана слоем известковой обмазки и забелена, так что надпись оказалась трудночитаемой, а местами и вовсе неподдающейся прочтению [на это обстоятельство обращал внимание И. И. Бриллиантов, опубликовавший в 1899 году текст надписи по чтению А. Н. Муравьева, приводившему ее текст в своей книге «Русская Фиваида на Севере» (Москва, 1856) со слов местного священника о. Арсения Разумовского, знакомого с текстом надписи до перенесения закладной доски на новое место)].

В начале XX столетия при ремонтно-реставрационных работах на церкви Мартиниана надпись на закладной доске была частично расчищена, а сама доска в местах локальных утрат подмазана строительным раствором с применением цемента. В середине XX века закладная доска получила дополнительные повреждения в результате вандализма. В 1995 году по заданию Музея фресок Дионисия проведено натурное обследование белокаменной храмозданной доски и выполнены работы по ее консервации.

Результаты натурного обследования

Закладная доска размером 36 х 76 см выполнена из мелкозернистого однородного, скорее всего привозного, известняка. Состояние самого камня — хорошее (мучнистое разрушение или меление поверхности не наблюдается), что можно объяснить условиями существования плиты: из трех с половиною веков двести лет она была защищена от прямого воздействия атмосферы.

Доска расколота на три крупных блока. Основные утраты известняка наблюдаются по их краям. Эти разрушения, носящие механический характер и связанные с переносом плиты на новое место при переустройстве храма, не столь опасны для дальнейшей ее сохранности. Наибольшую тревогу вызывали не скрепленные с основным массивом камня мелкие фрагменты (осколки) — результат вандализма. Эти осколки находились в трещине между блоками на уровне второй-четвертой строк надписи и удерживались там лишь за счет силы трения. В дальнейшем, при расчистке

и подклейке осколков, выяснилось, что к моменту начала консервационных работ значительная их часть уже была утрачена.

Крупные сколы камня, особенно по краям доски, были заделаны прочным, хорошо сцепленным с известняком кладочным раствором на основе цемента, мелкие дефекты вдоль трещин -слабым известковым раствором белого цвета, которым, скорее всего, производилась обмазка церкви.

В углублениях надписи и на известковой побелке вокруг плиты наблюдалось интенсивное развитие лишайников.

Консервация

1. Расчистку известняка от лишайников и общих загрязнений проводили вначале всухую, затем, применяя водные растворы ПАВ («Биомиг»), с помощью мягких щетинных (капроновых) щеток и заточенных деревянных палочек. Старые непрочные заделки дефектов удаляли с помощью тех же палочек и лишь в отдельных случаях требовалось применение скальпеля. Перед расчисткой, а частично и в ее процессе, были вынуты мелкие фрагменты (осколки) белого камня из вертикальной трещины.

После расчистки обнаружилось, что в углублениях рельефа буквы имеют красно-охристую раскраску.

2. Заделку дефектов (трещин) проводили с использованием камнезаменителя «Раясил» производства немецкой фирмы REDI (готовая смесь на минеральном вяжущем). Технология применения камнезаменителя предусматривает предварительную обработку поверхности, на которую наносят состав, адгезивом на основе невысыхающего акрилатного клея.

3. Подклейку мелких фрагментов проводили этим же акрилатным клеем. В проспекте фирмы REDI упоминается, что в случае использования адгезива для соединения фрагментов камня, не может быть гарантирована достаточная механическая прочность клеевого шва. Тем не менее мы сочли возможным его применение, чтобы не увеличивать число разнородных материалов, вводимых в камень, тем более что для фиксации мелких осколков не требуется высокая механическая прочность шва.

4. Гидрофобизацию поверхности известняка проводили двукратным нанесением состава на основе силоксана, обладающего дополнительным биоцидным эффектом. Тем же составом была обработана поверхность стены в непосредственной близости от закладной доски

Осмотр доски в августе 1999 года, то есть через четыре года после проведения консервационных работ, не обнаружил существенных видимых изменений камня.

Первоисточник: 
Консервация храмозданной доски церкви Мартиниана Ферапонтова монастыря // Ферапонтовский сборник. Вып. 6. М., 2002
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.