ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Опыт реставрации миниатюрной живописи на объемных пергаменных медальонах.

Масленникова Н.П.

художник-реставратор высшей категории, Музеи Московского Кремля.

В Музеях Московского Кремля хранятся атласные шитые бармы с живописными изображениями на пергамене (ММК Охр-87, Тк-648).

Бармы— неотъемлемый атрибут царского чина, представляют собой древнерусский аналог детали византийского парадного императорского облачения — лора. В Восточной Римской империи эта деталь царского наряда претерпела ряд существенных изменений.Во времена Никифора II Фоки (963 — 969 гг.), при котором онавпервые появляется на монетах, лорумимел вид небольшого шейного ожерелья, украшенного жемчугом.При Алексее Комнене (1081 — 1118 гг.), в царствование которого, вероятно, была окончательно установлена форма оплечий, лорум уже представлял собой широкий круглый воротникиз золотой парчи с двумя рядами жемчуга и драгоценными камнями, скруглыми металлическими щитками-дробницами с изображениями святых и эмалями.

На Руси бармы, или «диадима», — это широкое оплечье или широкий круглый воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья[1]. Являлось частью парадной княжеской одежды, а к концу XV века— великокняжеской, затем царская регалия. Бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов. Первое упоминание о Бармах в письменных источниках на Руси встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества по наследству старшему сыну. А «…к концу XVI в. был окончательно сформирован комплекс государственных инсигний царской России, куда вошли «Крест Животворящего Древа», бармы, Шапка Мономаха, цепь, скипетр и держава»[2]. В таком составе этот комплекс сохранялся и на протяжении всего XVII столетия и назывался «Большим нарядом».

ВМузеях Московского Кремля хранится 5 барм:

  • Бармы царя Алексея Михайловича из семи запон— Константинополь, II половина XVII в.ММК Охр-83/1-7 Р-12/1-7.
  • Бармы царя Федора Иоанновича—Москва, конец XVI в.ММК Охр-85 Тк-2857
  • Бармы царя Михаила Федоровича —Москва. 1629 - 1645 гг. ММК Охр-86 Тк-2858
  • Бармы — Россия, вторая пол. XVII в. ММК Охр-87, Тк-648
  • Бармы — Россия, XVI в. ММК Охр-18498 Тк-649

Только о двух из них история не сохранила точных сведений о заказчике, ни о месте ивремени создания, ни овладельцах.Эти бармы отличаются от других маленькими размерами и довольно скромным убранством, как казалось,довольно нетипичным.

В описях Оружейной палаты сказано: «Бармы итальянского таусинного атласа /фиолетового/, на красной /черевчатой/ атласной подкладке, шитье белаго под жемчуг стебельчатым орнаментом и кругами. Жемчуг и дробницы отсутствуют. //Дата: 16 век. //Происхождение: Из старого основного собрания Оружейной палаты…»[3].

В процессе бытования ткань барм изменила свой цвет, на лицевой стороне из вишневого атласа расположены пергаментные живописные медальоны с поясным изображением святых. 8 овальных медальонов составляют полный Деисус с Апостолами Петром и Павлом. Медальоны изначально имели выпуклую форму, что придавало им сходство с эмалевыми прототипами на бармах «Большого наряда» Алексея Михайловича.

Одной из основных задач реставрационных работ, которую обозначили хранители, было вернуть эту изначальную выпуклость пергамена, так как практически все медальоны были в большей или меньшей степени деформированы. А деформации вели к осыпям красочного слоя.

Интересный факт. Если история создания этих барм не нашла должного отражения в рукописных источниках, то их последующая история бытования фиксировалась каждые сто лет! На начало реставрационных работ мы имели две промежуточные фотофиксации XIX и XX веков. Первая — акварельный рисунок Ф.Г. Солнцева выполненная в первой половине XIX века[4], вторая — фотосьемка начала XX в. Уже на рисунке Солнцева мы можем видеть, что весь жемчуг, металлические дробницы и драгоценные камни спороты. На нескольких медальонах — утраты живописи. Но цвет атласа еще фиолетовый. На черно-белой фотографии очень хорошо видно обветшание нитей прикрепа, деформации пергамена и пылевые загрязнения памятника. На рисунке Солнцева есть так же помета: «Бармы Петра Великаго», что несколько не соответствует описям, где они значатся как вещь XVI века.

В процессе подготовки к реставрационным мероприятиям были взяты пробы красочных слоев медальонов, проведены анализы на состав металла золотных нитей.По результатам лабораторных и технико-технологических исследований былапризнана необходимость укрепления живописи в медальонах, исключая воздействие влаги на золотную нить. Так как золотная нить в декоре орнамента барм – это шелковая нить, обвитая тонкой золоченой проволокой. Исследование фрагмента этой проволоки показало, что она представляет собой так называемую «волоченную» серебряную проволоку толщиной чуть более 100 мкм, поверхность которой покрыта тонким слоем золота. На золотной нити видны сломы и деформации, но следов химической коррозии серебра, в т.ч. образования сульфидов серебра не обнаружено. Чтобы не запустить процесс коррозии и необходимо было исключить любое воздействие влаги на нить.

Сложность работ так же заключалась в невозможности демонтажа подкладки и в том, что пергамен был жестко зафиксирован нитью на шелковой основе.

В процессе исследования памятника были выполнены максимально точные копии живописных медальонов из пергамена, с точным повторением формы и их крепления на материале. Дело в том, что при поступлении памятника в мастерские, высказывались опасения в возможности исправления деформаций. Основная цель этой реконструкции была изучить крепление пергамена и его возможное поведение при проведении работ по исправлению деформаций. Поэтому мы попытались повторить и деформации. И тут нас ждал сюрприз. Оказалось, не так-то просто деформировать пергамен, закрепленный подобным образом. Пергамен, пружиня, быстро принимал первоначальную форму после удаления грузов. Даже по окончании реставрации барм мы так и не смогли «полноценно» деформировать наши копии.Полагаем, что мастер очень хорошо знал свойства материала, и был уверен в нем. Возможно, он имел перед глазами аналогичные примеры украшения вещей.

Поиск и изучение памятников, украшенных пергаменом, требует отдельного исследования, отмечу только, что идея использования живописи на пергамене вместо эмалевых вставок существовала как в Западной Европе, так, судя повсему, и в России.

Бармы имеют форму круглого широкого ворота с косым разрезом спереди. Застежка барм состоит из четырех крючков, пришитых по правому краю разреза, и четырех колец по левому краю. Лицевая сторона выполнена из вишневого выцветшего атласа. Деисус — клейма, в которые помещены пергаментные живописные медальоны с поясным изображением святых. Среди медальонов выложен узор под обнизь жемчугом из толстых белых хлопчатобумажных нитей, обрамленных золотной канителью (трунцал).Жемчуг спорот. Хлопчатобумажные нити настила и золотная канитель частично укреплены на пергамене. Подкладка из тафты.

Изображения составляют полный Деисус с Апостолами Петром и Павлом и со святителем Николаем Чудотворцем. Святые «писаны по золотому полю свѣтлоколерным, близким к натурѣ письмом[5]». Изображенные Петр и Павел, возможно, также имеют патрональное значение.

Наблюдается общая запыленность барм. Атлас вишневый сильно выцвел. Нити шитья потемнели, ткани обветшали, местами секутся, в нескольких местах заштопаны. Утрачены жемчуг, которым были зашиты все бармы, и дробницы, на которые указывают обрывки нитей.

Бармы сшиты льняными небелеными нитками. Швейное крепление крепкое, нарушен шов с правой стороны в разрезе, около застежек-крючков. Шнур обветшал, крепление канители нарушено в нескольких местах.

Пергамент пересохший, по краям прошит нитью и довольно крепко закреплен на атласе. Толщину пергамента определить не представляется возможным. Медальоны изначально имели выпуклую форму и были обшиты канителью. В местах стыка пергамента и нитей наблюдаются самые значительные пылевые загрязнения.

 

Схема 1.

схема 2

Пергаменные медальоны деформированы; № 1, 2, 5, 6, 7 (см. схему № 1) наблюдается незначительная деформация, небольшие помятости, изломы. Особенно сильные коробления на № 3, 4 и 8, в местах изломов основы — трещины, потертости, утраты красочного слоя.

Живопись удовлетворительной сохранности. На части медальонов красочный слой в значительной степени утрачен, особенно № 1, 8. Красочный слой лежит непосредственно на пергамене без грунта. Позолота фона местами утрачена, надписи на фонах сохранились фрагментарно.

Красочный слой имеет потертости, приведшие к исчезновению лессировок. Зеленый и охристый пигменты имеют частичные утраты. В утратах виден выполненный черной краской предварительный рисунок. Отставания красочного слоя наблюдаются на медальонах №5, 6, скрытые отставания красного красочного слоя. Зеленый и охристый пигменты вздутий и отставаний не имеют.

Золото миниатюр твореное, имеет потертости и утраты. На фонах золото порошиться, особенно сильно на медальоне с Богоматерью. На миниатюре с архангелом Гавриилом капли воска.

В письме ликов сохраняются элементы живописной лепки, хотя она упрощена. В построении формы преобладает роль стилизованной линии. Остроугольные формы рисунка складок; свободно положенный черный контур. Пространство медальонов стеснено. Золотые штрихи ассиста привносят в изображение праздничность. Наиболее полно живопись сохранилась на ликах: Св. Николая и архангелов, на изображении одежд архангела Михаила. Каждая миниатюра заключена в черный овал. Иконография святых традиционная.

На всех медальонах активный блеск поверхности.
Миниатюры исполнены рукой профессионального живописца, скорее всего мастера Оружейной палаты.Художник очень тонко варьировал цвета, все колеры смешанные: золотисто-желтыйикрасный использовался для карнации ликов; темный вариант зеленого создавался добавлением в изумрудно-зеленые золотисто-желтые краски. В одеждах весь красочный слой лежит на золоте – типичный прием работы живописцев Оружейной палаты XVII в.

Исследования красочных пигментов показали наличие органических привозных красителей, что тоже подтверждает версию царских мастерских, именно они их могли покупать и использовать. Особенно это касается малиновой краски. По цветовым характеристикам и химическому составу можно предположить, что был использован т.н. бакан (бакан венецианский), который в XVII в. широко применялся живописцами Оружейной палаты в иконописи и живописи парсун. Пигмент привозили из Италии, он очень ценился и стоил недешево.

 

1 медальон. Изображение Иисуса Христа. 34х28 мм.

В овале — поясное изображение Христа, облаченного в темно-красный хитон и зеленый гиматий. Правая рука, поднятая перед грудью в именословном благословляющем жесте, в левой руке — раскрытая книга. Лик почти утрачен, виден только намек на черты лица. Значительные осыпи красного пигмента на хитоне (сохранился только на правом рукаве), обнажен подготовительный рисунок. Нимб и перекрестие очерчены двойной красной линией. Фон золотой. Рамка — черная полоса. Надпись по сторонам нимба, черной краской: «IС8X8C// ГДcЬ ВСЕ ДЕhЖИТЕk». От первоначальной живописи хорошо сохранились изображения гиматия и книги с красным обрезом, остальная часть изображения почти утрачена.Деформации незначительные.

2 медальон. Богоматерь. 32х26 мм. Зеленый хитон, темно красный мафорий оживлен золотым ассистом сохранившимся частично. Жест рук Богоматери — молитвенно подняты по направлению к Иисусу Христу. По золотому фону — киноварный нимб и по бокам от него черные монограммы: «М8Р F8Ó ». Живопись лика удовлетворительной сохранности, утраты на правом плече и складках мафория. Значительные осыпи красного пигмента, обнажен подготовительный рисунок. Позолота фона местами утрачена, сильное шелушение золота, местами «домики», особенно в области нимба.Деформации незначительные.

3 медальон. Архангел Михаил. 35х28 мм. Архангел изображен в зеленом хитоне и оранжевом гиматии. В левой руке архангел держит зерцало с надписью «IС8». Лучшая сохранность живописи на бармах, утраты живописи только на самых выступающих частях: правое плечо, нимб, частично утрачены крылья и тороки. Легкая карнация лика. Шелушение золота на фоне. Надпись на золотом фоне частично утрачена: «А[Р МИ // ХАИ// ЛЪ ».Деформации незначительные.

4 медальон. Апостол Петр. 33х28 мм. Живопись имеет утраты, наиболее значительные — на лике (на лбу, на правой щеке, на волосах), а также на одежде (правое плечо), частичные утраты на нимбе. Золотисто-желтый гиматий написан в несколько слоев (весь колер лежит на золоте?). Складка пергамена в правой части медальона. Надпись на золотом фоне частично утрачена: «АgGПЕТРЪ ». Деформации значительные.

Нарушено крепление золотой нити, на нитях белого настила под жемчуг следы черного пигмента, золота нет (возможно, сначала вшили медальоны, а потом писали миниатюры(?).

5 медальон. Святитель Николай Чудотворец. 33х27 мм.

Традиционное поясное изображение Св. Николая. Святитель представлен в одеждах высшего священнического сана (епископское облачение), с закрытым Евангелием в левой руке. Священные одежды святителя – темная древняя фелонь без вырезов (темно-красная кресчатая риза), узкий омофор, хитон и зелено-золотые поручи. На омофоре сохранились киноварные кресты. Это лик с наиболее полно сохранившейся живописью. Охрой тонко проработан лик святителя.

Значительное шелушение золота, особенно по краям медальона. Утраты красного пигмента на одеждах и нимбе. Надпись на золотом фоне частично утрачена: «ЕПcЪ НИКОЛАИ ». Деформации средние.

6 медальон. Апостол Павел. 35х30 мм.

Традиционное изображение апостола с евангелием в правой руке. Охрой проработан лик и левая рука. Шелушение красочного слоя по сломам основы и самым выступающим частям медальона. Замин пергамена от щеки апостола до руки. Отставания красочного слоя на красных одеждах (микродомики, кракелюр). Надпись на золотом фоне частично утрачена: «А ПАВЕЛЪ».Деформации значительные. Золотная нить отсутствует.

7 медальон. Архангел Гавриил. 32х27 мм.

Архангел изображен в красном хитоне и зеленом гиматии. В правой руке архангел держит зерцало с надписью «IС8». В письме лика сохраняются элементы живописной лепки, нежно-розовая подрумянка, хотя она упрощена. Крылья исполнены в гравюрной манере, черная краска на золоте. На золотом поле, внутри нимба, надпись: «А[РГАВРIИЛЪ». Очень сильная запыленность, 2 пятна воска (зерцало, одежды), шелушения золота, особенно по краям медальона. Значительные утраты живописи на хитоне, гиматий – удовлетворительная сохранность. Сохранились даже тороки. Изображение красиво и умело закомпановано в овал, очень пластичное решение. Деформации незначительные.

8 медальон. Пророк Иоанн Креститель (Предтеча). 33х27 мм. Медальон овальной формы. В овале — поясное изображение Иоанна Крестителя. Он представлен как аскет, пустынник, облачен в шкуру и зеленый плащ. Киноварный нимб, надпись черной краской: « I8 WIОАНЪ » (?). Значительные утраты живописи, особенно в центральной части медальона: лик и фигура почти утрачен. Небольшие шелушения и выпады золота на фоне. Сильно деформирована основа. Золотная нить закрывает живопись.

Реставрационные мероприятия состояли из обеспыливания медальонов, укрепления красочного слоя миниатюр и исправления,по возможности, деформаций основы.

Очистка проводилась в два этапа.Сначала было проведено обеспыливание при помощи мягкой кисти-флейц (синтетика, №2). Кистью прошлись по стыку живописных медальонов и трунцалу, с целью удалить основные пылевые загрязнения по краю медальонов, т.к. понижение рельефа повлекло скопление пыли именно в этом месте.

После укрепления золота фонов производилось деликатное обеспыливание медальонов, едва касаясь изображения, при помощи белого бархата.Работа проводилась при участии реставратора сектора тканей Мухер Е.Ю.[6]

В процессе подготовки к укреплению живописи были изготовлены вкладыши из картона, на которые наслаивались бумага или вата, чтобы максимально сымитировать выпуклую форму медальонов. Укрепление производилось на этих вкладышах-формах, т.к. при надавливании шпателем была опасность дополнительно деформировать тонкий увлажненный пергамен.

Сначала на медальонах были укреплены крупные отстающие фрагменты золота.

Укрепление проводилось путем локального подведения клея СЭВ 3% к аварийным местам золотого фона[7]. В процессе подсыхания укрепляемые места притирались тефлоновым шпателем через фторопластовую пленку. Сверху клался небольшой груз — мешочек с песком, песок распределялся согласно форме медальона.Через двое суток проводилась проверка укрепления, при необходимости укрепляющий состав подводился повторно. В случае с медальоном с изображением Богоматери требовалось неоднократно подводить связующее под один и тот же участок.

Второй этап укрепления шелушащегося красочного слоя миниатюр проводилось при помощи подачи укрепляющего состава через ультразвуковой аэрозольный распылитель[8]. При укреплении трунцал закрывался кольцом из пленки Hostaphan BN 75, чтобы избежать попадания влажного клея на металл, и не вызвать последующего окисления золотной нити. Вспомогательный материал нарезался полосками шириной ок.15 мм. Полоскам придавалась форма овала, форма фиксировалась точечным свариванием пленки в нескольких местах. Размер овала соответствовал внешнему размеру живописного медальона. Фиксатив подавался на расстоянии 4 —5 см. от изображения. Затем, через фторопластовую пленку накладывался местный груз. Так как пергамен лежал на выпуклой основе, в процессе высыхания было возможно корректировать сильные деформации. Укрепляющий состав подавался дважды и в процессе укрепления красочного слоя были исправлены сильные коробления пергамена медальонов, т.к. пергамен высыхал на выпуклых основах, он постепенно принимал свою первоначальную форму. Давление на материал производилось локально с помощью многочисленных грузиков небольшого веса в виду опасности новых деформаций, т.к. пергамен прочно пришит к атласу барм нитью, прикрепляющий настил. Соответственно его движение крайне ограничено жестким креплением к ткани.Бармы выдерживались в мастерской около 3 месяцев до полной стабилизации пергамена, под контролем.

Затем была изготовлена подложка из листа бескислотного музейного картона (международный стандарт ISO 9706, pH 7,5 — 8,0) и коробка для хранения барм с жесткими бортиками, ограничивающая движение памятника и предохраняющая от возможного давления сверху.

В результате реставрационных мероприятий основные деформации пергамена на живописных медальонах были устранены, живописный слой миниатюр укреплен. Сотрудник сектора реставрации тканей Мухер Е.Ю. произвела очистку тканевых частей барм, укрепила обветшавшие нити основы, удалила следы предшествующего ремонта и устранила деформации ткани.

В процессе работ, на основе наблюдений за материалом основы памятника, стилистических особенностей письма, составом красочных слоев,были высказаны предположения, что миниатюры Барм исполнены рукой профессионального живописца, скорее всего мастера Оружейной палаты. Что мастер прекрасно понимал поведение пергамена, и был уверен,как в его прочности, так и в долговечности этой конструкции. Скорее всего,это была не разовая практика такого украшения вещей.А,принимая во внимание линейные размеры барм и анализизображений, можно предположить, что выполнены они были к венчанию на царство Ивана V и Петра I. Уникальная совместная коронация соправителей происходила 25 июня 1682 года. Ивану на тот момент было 15 лет, Петру — 10. Венчание на царство происходило в Успенском собореМосковского Кремля. Известно, что «старший» царь венчался подлинной шапкой Мономаха и «Большим нарядом», а для «младшего» были сделаны копии. Длина барм по внутреннему краю — 33,0 см. Если обратиться к данным современной медицины и открыть основные измерения типовых детских фигур дошкольного возраста, тообхват шеи десятилетнего ребенка (мальчика)составляет 30,5 — 31см. Если заложить сюда необходимые пару сантиметров на свободу облегания, то наши бармы должны были прекрасно сидеть на десятилетнем мальчике Петре.


[1] Православная энциклопедия. – Москва: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.
[2]Бобровницкая И.А. Венчание на царство в Московской Руси в XVI – XVIIвеках.// Венчания на царство и коронации в Московском Кремле. Каталог выставки. Сост. каталога С.А. Амелёхина, И.А. Бобровницкая, Е.А. Моршакова. – Москва, 2013. С. – 13.
[3] Опись Московской Оружейной палаты. М., 1884-1893.–ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 1. Оп. 3, Д. 1, 4, 6 (с рукописными пометами).
[4]Солнцев Ф.Г. Шитые детские бармы XVII в. (вид с двух сторон). Россия, пер. пол. XIX в. Бумага, акварель, бронза твореная. 43,0 х 30,0. ММК Охр-38748 Гр-4398.
[5]Описи Московской Оружейной палаты 1886 г. ("Филимоновская опись"). Стр. 47.
[6] Мухер Е. Ю. заведующая сектора реставрации тканей, художник-реставратор III категории.
[7]Материал:СЭВ 3% (частично гидролизованный сополимер винилацетата с этиленом) марки 10/50.
Инструменты: синтетическая кисть № 0 – 0,5 – 1, тонкий шпатель, фторопластовая пленка, х/б мешочки с мелким песком, формы-вкладыши.
Оборудование: Бинокуляр MEIJIS-4100 при увеличении 10Х.
[8]Материал:
низкомолекулярная фракция желатина, содержащаяся в надосадочной жидкости его водно-спиртовой дисперсии (0,25%)
45 мл вода + 1 г пищевого желатина + 56 мл С2H5OH 96%.
Инструменты: тонкий шпатель, фторопластовая пленка, х/б мешочки с мелким песком, формы-вкладыши.
Оборудование: бинокуляр MEIJIS-4100 при увеличении 10Х, ультразвуковой аэрозольный распылитель USV-5.При выборе метода нанесения укрепляющего состава учитывались достоинства этого прибора — бесконтактный способ. Распылитель не соприкасается с материалом и обеспечивает бесперебойность процесса.
Первоисточник: 
Материалы научно-практического семинара „Реставрация документа: консерватизм и инновации — 2018“» РГБ
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.