ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Бурцева И.В., Мазина А.Я.

ВХНРЦ им академика И.Э. Грабаря.

В физико-химической лаборатории ВХНРЦ им академика И.Э.Грабаря совместно с отделом научных исследований и реставрации пергаменных рукописей проводятся исследования рукописных документов.

Любая научная реставрация невозможна без использования как традиционных, так и современных методов исследования. Многие физико-химические методы анализа давно и прочно вошли в практику технико-технологических исследований — это рентгенофазовый анализ (РФА), элементный анализ, ИК и УФ–спектроскопии, рентгенофлуоресцентный анализ, газожидкостная хроматография, оптическая и электронная микроскопии. Они позволяют идентифицировать используемые материалы, представляют данные для их датирования и создания методики консервации. На их основе проводятся различные экспертизы. Однако не всегда удается точно расшифровать соединения не только ввиду ограничений того или иного выбранного метода, но порой из-за отсутствия достаточного количества пробы, что особенно характерно при анализе документов из библиотек и архивов. Толщина красочного слоя книжных миниатюр по сравнению с основным материалом, бумагой или пергаменом, ничтожно мала, что затрудняет использование традиционных физико-химических методов, т.к. фон основы экранирует красочный слой. Если взять такой метод, как спектроскопию, то в результате получаем спектр красителя вместе с бумагой, т.е. целлюлозой и другими компонентами (проклейкой, наполнителем), что делает практически невозможным получение спектра конкретного пигмента и его идентификацию.

В тоже время использование ИК-Фурье микроспектроскопии совместно с рентгенофлуоресцентным спектральным анализом в ряде случаев дает положительные результаты. Особенность заключается в том, что проба с исследуемого документа отбирается под микроскопом с помощью иглы так, чтобы не задеть основной носитель — бумагу или пергамен. Для пергамена это удается довольно хорошо, поскольку красочные слои не сильно проникают в основу и достаточное количество вещества находится на его поверхности. Далее отобранная проба помещается на прессформу и помещается под ИК-микроскоп для анализа. Как правило, получается спектр в режиме отражения. Далее эта проба исследуется методом рентгенофлуоресцентного спектрального анализа, где выявляется ее элементный состав. Таким образом, удается более точно идентифицировать состав анализируемой пробы.

При исследовании документов на пергамене чаще всего приходится изучать материалы и технику обработки пергамена, состав красочных слоев в инициалах и миниатюрах, чернила, состав печатей на грамотах, выяснять происхождение и состав различных поверхностных загрязнений.

Приведем некоторые примеры из нашей практики.

1. Исследование поверхности пергамена.

В 2016 году в ВХНРЦ поступила рукопись «Булла антипапы Иоанна XXIII», 1410-1415 год из Научной библиотеки МГУ Инв. № ОРК и Р, коллекция Базилевича №7 (фото 1,2).

IMG_3601.jpg

Фото 1

IMG_3605.jpg

Фото 2.

Поскольку оборотная сторона Буллы заметно отличается от лицевой стороны по характеру обработки, то было предпринято ее изучение. При микроскопическом исследовании было установлено, что пергамен покрыт толстым прозрачным слоем. Под этим слоем наблюдались многочисленные темно-коричневые включения преимущественно вытянутой формы, похожие на волоски (фото 3-5). На некоторых участках поверхности находится белый налет.

Проведенные исследования показали, что данная сторона пергамена покрыта белковым клеем животного происхождения; белый налет — мел; а темные включения на поверхности, по результатам морфологического анализа, действительно оказались остатками волосяного покрова — подшерстка.

фх-61-16-3

Фото 3.

фх-61-16-2

Фото 4.

фх-61-16-1

Фото 5.

2. Исследование состава печатей.

Грамота Агнессы, урожденной фон Кюеринг, 1412 год, рукопись на пергамене из Научной библиотеки МГУ, инв. № ОРК и Р, коллекция Базилевича (фото 6).

К грамоте были прикреплены 3 печати: 2-зеленого цвета и одна — светло-коричневатая.

IMG_3901.jpg

Фото 6.

Все печати выполнены из воска. В состав зеленых печатей был добавлен медьсодержащий пигмент, ярь-медянка, и мел. Известно, что в процессе бытования ярь-медянка может взаимодействовать с компонентами воска (свободными жирными кислотами) с образованием медных солей карбоновых кислот, поэтому полученный ИК-спектр отличается от эталонного спектра пигмента.

ИК-спектр воска правой печати имеет отличия от ИК-спектра воска левой печати. В нем отсутствует полоса 1174см-1, характерная для валентных колебаний связи С-О простых и сложных эфиров, полоса связи С-Н 720см-1 имеетотносительно малую интенсивность, появляется полоса 1245см-1 характерная для деформационных колебаний ОН - группы жирных карбоновых кислот.

Печать светлого цвета в своем составе содержит свинцовые белила, мел, а также соли свободных жирных кислот и свинцовых белил (полосы 1545-1520 см-1). Дополнительно методом рамановской микроспектроскопии было обнаружено присутствие карбоната натрия, который использовался в древности для вываривания пчелиного воска.

Грамота (диплом), 1499 год, рукопись на пергамене из Научной библиотеки МГУ, инв. № ОРК и Р, коллекция Базилевича №13 (фото 7).

IMG_3680.jpg

Грамота сопровождалась печатями: 4 –мя красными и двумя желто-коричнево-оливкого цвета разной интенсивности. Было установлено, что все печати выполнены из пчелиного воска.

фх-58-16 печать 1-1

Фото 8 печать1.

фх-58-16 печать 3 лицо

Фото 9 печать 2.

Микроскопические исследования показали, что печать 1 имеет желто-коричнево-оливковый цвет, а во второй фрагментарно встречаются зеленоватые включения. По данным РФСА в составе печатей присутствуют следующие элементы: медь, кальций, калий, свинец, незначительное количество железа.

В ИК-спектрах присутствуют полосы, относящиеся к продуктам взаимодействия воска с медным пигментом (ярью-медянкой). Как уже отмечалось, этот пигмент в процессе бытования может изменять свой цвет, что связано с его взаимодействием с воском, а также с изменением его состава. Кроме того, в воске присутствует незначительное количество мела, свинцовых белил и железосодержащего пигмента.

Красящим пигментом красных печатей оказалась ртутная киноварь с примесью железосодержащего пигмента и свинцовых белил. В состав второй красной печати помимо названных веществ входил мел.

3. Исследование красочного слоя.

Как правило, исследователи рукописных документов обращают пристальное внимание на художественное оформление рукописей. В исследованных за последнее время рукописях были проведены технологические исследования инициалов красочного слоя в нескольких древнерусских рукописях XIV века.

Во фрагментах «Пролога», XIV век, пергамент, рукопись, БАН, Финл.29

(фото 10) инициалы выполнены синей, красной и желтой краской.

IMG_4174.jpg

Фото 10.

Было установлено, что они написаны в традиционной манере. В состав синий краски в качестве наполнителя входит индиго, связующее — белковый клей животного происхождения. Желтые инициалы писались аурипигментом (сульфат мышьяка) с тем же связующим, что и синие инициалы. Красным пигментом оказалась киноварь ртутная.

Исследование инициалов в рукописи служебника конец XIV- начало XV века, пергамен, рукопись, РГАДА, Ф 381, №43 (фото 11) позволило найти причину их разной сохранности. Инициалы были выполнены красной киноварной красной с синими бусинами.

IMG_6150

Фото 11

Лист 144 оборот, инициал Б.

лист 144 оборот инициал Б

Фото 12.

лист 144 оборот инициал Б фрагмент 2

Фото 13.

Синие бусины (фото 2) имеет следующую послойность:

3 – покровная пленка

2 – голубой красочный слой

1 – основа пергамен

В состав покровной пленки в качестве наполнителя входит мел, связующее — белковый клей животного происхождения. Нижележащий синий красочный слой состоит из азурита с примесью свинцовых белил, связующее — белковый клей животного происхождения.

В тоже время, изучая инициалы на листе 133 (оборот инициал П), было обнаружено, что синие бусины частично утрачены или смыты, а на поверхности красной краски и около буквы на пергамене обнаружены мелкие вкрапления черного пигмента (фото 14,15). Дальнейшие наблюдения показали, что в районе буквы имеется пятно и частичная прозрачность пергамена, а также обнаружен полупрозрачный фрагмент (фото16).

лист 133 оборот инициал П 1

Фото 14.

лист 133 оборот инициал П

Фото 15.

IMG_0005

Фото 16.

В результате проведенных исследований установлено, что в составе черного пигмента по данным РФСА содержится большое количество свинца. Частично сохранившиеся синие бусины имеют туже послойность, что и в инициале «Б» на листе 133 оборот. Полупрозрачная частица идентифицирована как воск, связующее белковый клей животного происхождения с добавкой клея растительного происхождения.

На основании проведенных исследований, можно предположить, что изменения, которые произошли с инициалом «П» на листе 133, вероятнее всего, связаны с повреждением этого места первоначально воском и последующим его удалением. В результате этого часть синих бусин была утрачена, был нарушен покровный слой и свинцовые белила, входящие в состав слоя вместе с азуритом, оказались открытыми. Известно, что на воздухе в присутствии сульфидных соединений свинцовые белила могут перерождаться в черный свинцовый пигмент — сульфид свинца. Вероятнее всего это и произошло в данном случае.

Первоисточник: 
Материалы научно-практического семинара „Реставрация документа: консерватизм и инновации — 2018“» РГБ
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.