Azino 777 онлайн казино 777. | Смотрите описание металлические стеллажи для склада у нас на сайте.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Современное использование древней технологии обжига керамических изделий

Давыдов С.С.

Данная публикация относительно одной из технологий обжига керамических изделий, восходящей к глубокой древности, ориентирована не только на реставраторов керамики. Технологию – это культура реставрации. Не смотря на распространенное мнение,  у нее нет границ. Большинство грамотных решений возникает на стыке дисциплин, сметая границы и объединяя действо, под названием Реставрация, в единое целое. Впрочем, этот материал можно назвать факультативным и без больших последствий пропустить всем, кто далек от реставрации музейной и архитектурной керамики.

Прежде всего отмечу, что показанные в данном фоторепортаже материалы относятся к в целом хорошо известной в Европе технологии. Итальянцы давно делают похожие печи. Однако их печи позволяют контролировать процесс и создавать изделия с предсказуемым результатом и они многоразового использования. Результат обжига на одноразовых печах, показанных в фоторепортаже не управляем. Впрочем, формула «Ремесло всегда идет рука об руку с искусством» имеет чисто европейское происхождение и возможно не имеет касательства до народов юго-восточного мира. Но в любом случае демонстрируемая технология поучительна, так как она восходит к технологии обжига, характерного для древних народов, которые еще не знали гончарного круга и изготавливали керамическую посуду из раскатанными глиняными листами облепленных вокруг матерчатых мешков наполненных песком. Данная прото-культура не знала и двухкамерных печей. Кроме того, древние мастера специально не подкладывали в печи окислы металлов. Они попадали в пространство обжига, вероятно, вместе с горючими сланцами. То есть это были времена, когда декоративная отделка керамических изделий ограничивалась накалыванием рисунков пуантельного характера случайными палочками или рисованием теми же палочками незатейливых мотивов имеющих характер оберегов, например волнистой (водная преграда) или пилообразной (горная гряда) кривой. В долинах азиатских рек до сих пор встречается большое количество фрагментов посуды, выполненной и декорированной таким образом.

Иное дело употребление в процессе обжига пищевой соли. Хотя этот прием хотя давал определенный декоративный эффект, но он несомненно имел технологическое назначение. В частности, в некоторых аспектах расплав соли замещал неизвестную тогда глазурь.

Этап первый: строительство печей.

Печи подобного типа являлись и являются одноразовыми. В безлюдных степях Казахстана, в непосредственной близости от мест добычи руды в эпоху бронзы (например, в районе города Майкаин), еще в 80-х годах можно было встретить немало выложенных из крупного камня круглых замощений.

2 6.jpg
3 2.jpg
2 7.jpg
3 С Victor Hugo Coluccio в Thow Kwang Pottery Jungle.jpg

Из данного снимка видно, что внешний диаметр печи имеет небольшие размеры – порядка 70 см. само пространство обжига, с учетом горючего материала (см. ниже) реально ограничено 45-50 см.

2 5.jpg3 4.jpg

В целом данный этап, по моему мнению, комментария не требует. Единственное, на что могу обратить внимание читателей, поскольку конструкция печи одноразовая, то и используемые материал выбираются самые дешевые. В частности кирпич использует не жаропрочный, а самый обычный.

Этап второй: закладка горючего материала.

В данном случае это дрова и опилки. Но в древности, в широком ареале расселения носителей прото-технологий это обычно было дерево и горючие сланцы, минеральное содержание которых не только влияло на результаты обжига, но и подвигло профессиональных мастеров на эксперименты, в результате которых человечество получило в свое распоряжение ангобы, соли металлов и глазури.

4 2.jpg4 4.jpg

Обратите внимание на то, что в качестве горючего материала используется случайный материал. Именно в результате такого подхода на всех этапах после формовки, изделия, изготовленные даже на современном оборудовании (см. ниже) получаются неповторимыми или становятся носителями признаков, характерных для аутентичных артефактов то, не-гомогенными.

4 5.jpg

Данный этап включает в селя не только установку дров, но и засыпку древесной щепы и опилок которые, впрочем, играют не только роль горючего материала.

5 Next the saw dust to cushion.jpg
5 3.jpg

Этап третий: закладка не обожженных керамических изделий.

В действительности этапы 2-ой и 3-й не имеют строгих границ, что будет видно из последующих фотографий.

8 4.jpg

Этап четвертый: добавление декорирующих ингредиентов.

В качестве декорирующих ингредиентов сингапурскими мастерами использованы древняя в применении соль и современная (по форме участия в процессе) окись меди.

7 Salt for reaction.jpg
9 1.jpg

Данный процесс перемежается с обильным просыпанием каждого уложенного слоя изделий древесной щепой, измельченной корой и опилками.

10 1.jpg

Как видно из снимка, верхняя укладка не достает до уровня металлической сетки сантиметров 20-25. После чего начинается окончательная засыпка изделий древесной щепой,

10 14.jpg

а затем горючая конструкция обкладывается обрезками досок.

10 16.jpg

В результате двор мастерской заполняется своеобразными конструкциями.

10 20.jpg

Этап пятый: теплозащита конструкции.

На данном этапе мастера многократно обертывают конструкцию слоями бумаги, на одной из поверхности которой осаждена тонкая глина.

11 Pouring the clay slip in. Thick and Muddy.jpg
11 8.jpg
11 9.jpg

Этап шестой: поджег печей.

12 fire box stuffed with wood and paper.jpg
12 16.jpg

Полагаю, этот этап не требует комментария.

Этап седьмой: извлечение изделий.

13 3.jpg
13 10.jpg

Как мы видим, беложгущаяся керамическая масса обретает два дополнительных оттенка: черный, являющийся результатом закрепления продуктов горения расплавленной солью, и красный – восстановленная до металла медь. Другими выразительными средствами остаются форма и текстуровка изделия, не зависящие от технологии обжига.

Для тех, кто с оказией может и хочет попасть в мастерскую, использующую в своем производстве прото-технологию, даю ее адрес

14.jpg0 Thow Kwang Pottery Jungle.jpg

Художник-реставратор высшей квалификации С.С. Давыдов

P.S. за свою позицию относительно того, что у технологии нет границ я в разные годы, был неоднократно руган и бит. Но мной многолетний опыт только укрепил меня в справедливости такого суждения. Я полагаю, что реставратор, заведомо очертивший себя границей отраслевой технологии, может стать крупным начальником, но никогда не станет крупным реставратором.  

Первоисточник: 
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий. С.С. Давыдов. 2016
Информисточник: 

Давыдов С.С.

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.