ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Глава IV. Подготовительные работы перед реставрацией

1. Предварительные исследования

Очень редко памятники минувших эпох доходят до нас в своем первоначальном виде. Их внешний облик, а порой и художественные качества изменяются уже вскоре после того, как они выходят из рук мастера. Медленно и неумолимо накладывает на них отпечаток время, неожиданно и резко их меняют вкусы людей, мода. Пока старая мебель не перейдет в категорию старинной, люди обычно ее переделывают, поновляют, приспосабливают ко вкусам новой эпохи. Основной целью всякого «поновления» в основном было стремление придать свежесть утратившимся лаковым отделкам. При этом не всегда заботились о сохранении деталей; художественная форма обычно менялась в зависимости от эстетических взглядов эпохи, в которую проводилось «поновление».

Впоследствии термин «поновление» был вытеснен словами «реставрация мебели». Реставрация включала в себя укрепление сохранившихся конструктивных частей, удаление поздних лаковых наслоений и следов неудачных ремонтов, восстановление утраченного и другие операции. Все это еще не очень давно проводилось вслепую, наудачу, что нередко приводило к порче мебели. Теперь же реставрация музейной мебели осуществляется после ее предварительного исследования. Такие исследования важны для выявления степени сохранности мебели и причин се повреждений, технологических особенностей изготовления, определения применяемых отделочных материалов. Эти данные необходимы, чтобы подобрать те реставрационные материалы, взаимодействие которых с материалами оригинала не вызовет в дальнейшем нежелательных последствий.

Реставрационная практика нашего времени выдвигает на первый план проблему консервации мебели. Сегодня основное - не воссоздание, а стабилизация состояния памятника, сохранившегося до наших дней. В связи с этим возникает необходимость в изучении причин, вызывающих разрушение мебели, в разработке мер по их устранению и предотвращению. Правильно решить эту задачу без предварительных визуальных и технологических исследований невозможно.

Результаты таких исследований очень важны для музейного реставратора. Используя их, можно более квалифицированно применять меры, предотвращающие поражение экспонатов, осознанно планировать реставрационные работы, судить о целесообразности применения тех или иных методик и очередности реставрационных мероприятий.

Предварительные исследования являются необходимой подготовительной работой для качественного выполнения реставрации экспоната и заключаются прежде всего в изучении состояния его сохранности и выявлении причин повреждений. Далее проводится атрибуция: время создания, место изготовления, школа и техника исполнения, если возможно, определяется автор мебельного памятника. Потом, как правило, но данным картотеки музейного хранения получают основные сведения по истории памятника, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям, и другие.

Визуальный осмотр является наиболее простым средством предварительного исследования, позволяющим получить информацию о состоянии объекта реставрации. Он проводится при хорошем освещении невооруженным глазом вначале целиком, а затем внимательно изучая фрагменты.

Внимательный осмотр помогает не только составить представление о сохранности предмета, подлинности его отдельных частей, реставрациях, особенности исполнения, но и определить круг вопросов, подлежащих дальнейшему выяснению.

При осмотре мебели следует отметить все особенности конструкции ее основы, если можно - установить породу дерева основы и фанеровки, а в случае необходимости - взять пробу для лабораторного исследования. Необходимо вести запись отмеченных особенностей в реставрационном паспорте. Нужно обращать внимание на такие детали, как наличие надписей, печатей, наклеек, клейм. Отмечается общая сохранность основы - наличие следов древоточца, степень поражения основы мебели и ее конструктивных элементов. Определяется состояние шиповых соединений, количество утрат и отслоений фанеровки, других повреждения облицовки. Наконец, следует внимательно осмотреть и установить, нет ли поздних дополнительных укреплений конструкции и нет ли добавочных элементов-надставок.

Важную технологическую информацию о предшествующих реставрациях могут дать гвозди, которые использовались для обивки сидений стульев, кресел, диванов и количество следов (отметин) от них в кромках рамы сидения. Это поможет ответить на вопрос, первоначальна ли обивка сидения. Надо осмотреть лицевую и внутреннюю стороны и установить остался ли авторский облицовочный материал. Кроме того, следует внимательно осмотреть покровные и набивочные материалы пружинного мягкого сидения (вкладного сидения) стула, кресла, дивана на предмет обнаружения в них жуков-короедов, моли, других вредных насекомых и следов их жизнедеятельности.

В процессе визуального осмотра выявляют повреждения древесины, причиненные биологическими вредителями (плесень, гниль, червоточины). Плесень и гниль видны на поверхности древесины в виде белых или серых волокон, пленок с серебристым оттенком или ватообразных хлопьев.

Для обнаружения имеющихся разрушении внутри древесины, поврежденной жуком-точильщиком, ее легонько простукивают согнутым пальцем. Слабый звук свидетельствует, что древесина внутри разрушена. Несомненными признаками поражения древесины являются небольшие овальные летные отверстия, а при простукивании появление просыпи деревянной муки из этих отверстий. Пораженную мебель следует изолировать во избегании заражения других экспонатов.

Более точные сведения о группе биологических вредителей поражающих деревянную основу, покровные и набивочные материалы сидений мебели, а также следов их жизнедеятельности, можно получить с помощью специалистов химико-биологической лаборатории.

Большое внимание должно быть уделено состоянию сохранности отделочного лакового слоя и выявлению всех следов предшествующих реставраций. При определении цвета и текстуры древесины надо учитывать влияние потемневшей лаковой пленки, а при темном лаке - его влияние на изменение первоначального колорита поверхности мебели. При установлении вида лака, если возникает сомнение в том, что отделочное покрытие первоначальное (авторское), производят его зондаж механическим или химическим способом. При прозрачном покрытии зондажи позволяют судить о толщине и твердости лаковой пленки, и таким образом можно определить природу отделочных материалов. При многослойном красочном покрытии делают пробные расчистки, то есть пробное раскрытие, как в реставрации икон, живописи и так далее, фиксируя толщину, цвет и количество слоев покрытия. Применение химических растворителей позволяет точнее определить природу лакокрасочного материала (по его растворимости) и исключает возможность повреждения поверхности древесины.

Для более точного установления состава старого лакового и красочного слоя могут быть взяты образцы для дополнительных исследований в химико-биологической лаборатории.

В настоящее время лабораторные методы исследования находят все более широкое применение в реставрационной практике.

Очень важно сопровождать все визуальные исследования фотографированием. Обычно в практике реставрационных работ используется документальная фотография. Съемку в процессе реставрации производят, как правило, не менее трех раз. Это диктуется тем, что фотография должна точно документировать состояние сохранности до реставрации, фиксировать отдельные реставрационные операции. Естественно, необходима съемка после окончания реставрации.

Если необходимо обратить внимание на какие-либо отдельные разрушения конструкции или отслоения и утраты фанеровки, другие поврежденные участки, подлежащие восстановлению, то кроме общего вида фотографируют фрагменты. Съемку фрагментов производят в большем масштабе, чем съемку общего вида. В сочетании со специальными приемами освещения такая съемка позволяет увидеть ряд подробностей, незаметных на общем виде.

Реставрационная практика показала, что для фотофиксации деревянной и фанерованной мебели наиболее целесообразны снимки размером 18 х 24 см. Фотографирование происходит при искусственном освещении и сильном диафрагмировании при больших выдержках.

Для правильно построенного в тональном отношении черно-белого снимка полихромного изображения необходимо при фотографировании использовать светофильтры.

Выбор масштаба изображения фотографируемой мебели зависит от размера предмета, задач съемки, возможности приблизить или удалить фотоаппарат на нужное расстояние и так далее. Фотоснимок должен давать ясное и точное представление о действительных размерах фрагмента. С этой целью вместе с экспонатом фотографируют помещенную в одной плоскости с ним масштабную линейку.

Так как в процессе реставрации памятник фотографируется через значительные промежутки времени, необходимо зафиксировать и в дальнейшем воспроизводить условия съемки.

Выполнив предварительные исследования, получив от фотографа снимки, от химико-биологической лаборатории результаты анализов, реставратор составляет проект программы реставрации и ее обоснование, которые представляет на Реставрационный совет. Состав Реставрационного совета утверждается директором музея, в пего входят специалисты-реставраторы, хранители, научные сотрудники, заведующий отделом прикладного искусства. Возглавляется совет Главным хранителем музея. К участию в Реставрационном совете привлекаются, в случае необходимости, специалисты других родственных организаций.

Решение Реставрационного совета является заданием на реставрацию экспоната и служит реставратору руководством для выполнения работы.

Если в ходе реставрационных работ возникают непредвиденные осложнения, требующие изменений в намеченной программе, реставратор откладывает работу до тех пор, пока Реставрационный совет не пересмотрит задание и не утвердит изменения программы и их обоснования.

По окончании реставрационной работы над экспонатом заполняется паспорт, в который вносятся данные из рабочего дневника реставратора - состояние сохранности экспоната до реставрации, результаты технико-технологических исследований, выполненные реставрационные операции с их обоснованием и так далее.

К реставрационному паспорту присоединяются фотодокументы. Затем работа представляется на утверждение Реставрационного совета.

После окончания работ и утверждения Реставрационного совета реставрационный паспорт нумеруется. При этом все относящиеся к нему приложения - предыстория, результаты исследований, отдельные документы и другие -помечаются общим с ним шифром.

Хранится реставрационный паспорт в архиве мастерской.

Первоисточник: 
Музейная реставрация мебели. Мукин И.М.; СПб., 2003
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.