ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

281. Большинство сортов бумаги, изготовленных до 1870 годов, являются тряпичными и обладают повышенной прочностью. Снижение качества бумаги происходит по мере перехода в ее изготовлении от тряпичного волокна к древесной массе.

Художественная графика и документы времен Октябрьской революции, гражданской и Отечественной войн исполнены преимущественно на очень непрочной бумаге и требуют особого внимания к условиям их хранения. Это же относится и к произведениям живописи, выполненным на картоне без грунта.

282. При хранении музейных предметов на бумажной основе необходимо учитывать следующее:

- бумажная основа разрушается от действия света и пересыхания;

- акварели, раскрашенные лубки и гравюры, чернила, тексты, напечатанные на машинке, легко выцветают под действием света;

- тексты и изображения, выполненные карандашом и особенно незакрепленные рисунки углем, а также пастели легко стираются и осыпаются и поэтому крайне чувствительны к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке и т.п.

283. В целях сохранения произведений графики фото- и киносъемка каждого листа разрешается только в необходимых случаях не чаще одного раза в год для рисунков и двух раз - для гравюр.

284. Категорически запрещается:

- хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках и стеллажах;

- перегибать такие материалы (кроме карт, имеющих на сгибах специальные полоски из мягкой материи, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);

- скатывать их в трубку;

Примечание. Скатывание допускается лишь в случае крайней необходимости и производится на вал достаточного размера или картонную трубку диаметром не более 25 см. Гравюры, рисунки или плакаты особо большого формата, наклеенные на тонкий холст или марлю, могут храниться свернутыми в рулоны или накатанными на деревянные, специально изготовленные валы. Валы, картонные трубки оклеиваются бумагой, не содержащей лигнина. Произведения, наклеенные на ткань, накатываются только лицевой стороной вверх.

- прикалывать кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики, загибать авторские поля или обрезать их;

- наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры;

- применять конторский клей или клейкую ленту фабричного производства, наносить рыбий клей непосредственно на произведение графики;

- употреблять при окантовке деревянные прокладки и цветные сорта картона без оклейки последних белой бумагой.

285. Для перекладывания и заворачивания произведений графики рекомендуется применять микалентную бумагу или кальку. Произведения должны быть смонтированы на паспарту в размер папки.

286. При перекладывании гравюры и рисунки во избежание изломов берут за противоположные углы (по диагонали) двумя руками. При хранении гравюры и рисунки должны всегда лежать лицевой стороной вверх.

287. Однородные фонды бумажных материалов и коллекций по возможности размещают в одном месте (например, художественная графика, рукописи, плакаты, карты, планы и пр.). В целях предохранения от света и пыли их хранят в закрытых шкафах с выдвижными полками и лотками.

288. Произведения графики можно хранить в папках с твердыми бортами (дерево, обтянутое материей) только в горизонтальном положении.

289. Папки с рисунками должны храниться в шкафах, подобранные по размерам. Мягкие папки не рекомендуется класть более четырех одна на другую. Количество произведений графики в папках не должно превышать 30 листов (с двойным паспарту) или 45 листов (с одинарным).

290. Листы, хранящиеся в папках, должны быть строго подобраны по размерам во избежание неравномерного давления и деформации бумаги.

Каждый лист хранится и экспонируется в паспарту (в экспозиции - в двойном паспарту, рисунки - в двойном высоком паспарту независимо от того, показываются ли они в витринах или в окантовке).

Для изготовления паспарту применяется ватманская бумага, белый картон толщиной не менее 1,5 мм или, в крайнем случае, картон из небеленой массы с условием обязательного заклеивания его с обеих сторон белой бумагой, не содержащей лигнина.

Паспарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствующее размерам изображения. Лист графики должен быть прикрыт по краям не менее чем на 5 мм.

Произведения графики закрепляются на половине паспарту, не имеющей окна, на бумажных шарнирах (лапках), которые приклеиваются с оборота к верхнему краю произведения и паспарту.

Для бумажных шарниров следует применять белую писчую бумагу, проклеенную рыбьим клеем: 10 г сухого клея на 90 г воды или 12 г пищевой желатины на 90 г воды с прибавлением антисептика.

Приклеивание шарниров производится рыбьим клеем (10 г сухого клея на 30 г воды).

Бумагу проклеивают и высушивают. Вырезанные из нее шарниры слегка увлажняют и закрепляют одним концом на обороте произведения, а другим - на паспарту.

Примечание. Произведения, сохранившие художественную монтировку автора или характерную для той эпохи, размонтированию не подлежат.

291. Пастель и незакрепленные рисунки углем должны храниться в застекленном виде, исключающем непосредственное соприкосновение стекла с поверхностью рисунка, так как могут быть легко повреждены. Застекление таких произведений может производить только опытный реставратор или специально обученный сотрудник музея.

Использование оргстекла для монтировки произведений, выполненных пастелью, углем, мягкими карандашами, запрещается.

292. Окантованные или имеющие рамки акварели и рисунки следует хранить в специальных шкафах, где полки имеют частые вертикальные перегородки, позволяющие вещам стоять, не касаясь друг друга.

293. При монтировке графических произведений, выполненных углем, пастелью, гуашью, забивать гвозди запрещается. Стыки задника и окантовки оклеиваются плотной бумагой или дерматином.

294. Архивные материалы хранятся в соответствии с правилами и инструкциями Главного архивного управления при Совете Министров СССР в шкафах и стеллажах в картонных папках или плотно закрывающихся коробках, оклеенных бумагой без лигнина, а наиболее ценные документы - в несгораемых шкафах со специальным режимом хранения. Мелкие документы лучше хранить в конвертах из белой бумаги, не содержащей лигнина. Документы в папках также изолируются друг от друга бумагой, не содержащей лигнина.

295. Каждая папка или коробка должна иметь опись и номер. При выдаче материала для работы необходимо отмечать количество выдаваемых листов и их сохранность, а при приеме обратно обязательно проверять и то и другое.

296. Рукописные книги (на пергаменте и на бумаге) хранятся в специальных шкафах, обеспечивающих защиту их от света и пыли. Старопечатные книги хранятся отдельно от рукописных. Ветхие рукописные и старопечатные книги хранятся в чехлах или в специальных коробках.

297. Грамоты (на пергаменте или на бумаге) должны храниться в специальных папках в горизонтальном положении в шкафах или стеллажах. Папка должна обеспечить хранение грамоты в развернутом виде. В каждой папке должно храниться не более 3 - 5 грамот. Грамоты в папках прокладываются микалентной бумагой.

298. Грамоты на бересте хранятся заклеенными между двумя стеклами в вертикальном положении в специально оборудованном шкафу.

299. Столбцы должны храниться в специальных папках в горизонтальном положении или накатанными на валик, в футляре. Расклеенные столбцы хранятся в папках, в каждой из которых должно находиться не более 50 - 60 листов (оставов). Расклейка столбцов допускается лишь при особой необходимости после нумерации склеенных листов.

300. При работе с рукописными и старопечатными книгами в фонде должны применяться специальные пюпитры.

301. Для обеспечения сохранности рукописных и старопечатных книг, грамот, столбцов и особо ценных документов целесообразно изготовить их воспроизведения (микрофильмы, фотографии, муляжи), которые служат заменителем подлинников при выдаче их для научной работы и в экспозицию. Микрофильмы и фотографии хранятся в коробках и в шкафах отдельно от подлинных материалов. В хранилища документальных материалов посетители не допускаются.

302. Необходимо не реже одного раза в неделю производить проветривание шкафов и ящиков, в которых хранятся папки с бумажными материалами, книгами или рукописями. При проветривании шкафы, ящики, витрины рекомендуется оставлять открытыми на 5 - 6 часов, а если возможно, то и на целый день. Хранилища должны быть оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией.

303. Шкафы, ящики, корешки папок, футляры нужно систематически обрабатывать пылесосом, протирать предварительно смоченной в 2% растворе формалина, а затем хорошо просушенной тряпкой.

304. При протирании от загрязнения окантовочного стекла на произведениях, исполненных углем и пастелью, необходимо пользоваться мягкой чистой слегка увлажненной тряпкой, во избежание отрывания частиц пастели и угля от оригинала и притягивания их к внутренней поверхности стекла.

305. Дезинфекция и всякая реставрация бумажных материалов и пергаментов должны производиться реставраторами, аттестованными для реставрации графических произведений или опытными реставраторами другого профиля, имеющими специальное разрешение на выполнение подобных работ.

306. Помещения для экспонирования данной группы материалов необходимо защищать от прямых солнечных лучей, яркого дневного света и сквозняков.

Первоисточник: 
ПРИКАЗ МИНКУЛЬТУРЫ СССР ОТ 17.07.85 N 290 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И ХРАНЕНИЮ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ СССР
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.