ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Показательно, что там, где в тот же период сохранялись исторические решения, происходили порой замечательные превращения. Так, здание Дома Советов, которое и было заложено в кон. XVIII в. как главное административное, в результате реконструкции (пристройка главного портика, арх. А.А. Ларкин) приобрело торжественный вид и усилило градостроительную роль одного из исторических центров городского ансамбля. Этот центр развивался, начиная с XVI в. Удачным следует признать решение по восстановлению и частичной реконструкции главной Октябрьской улицы (ныне проспект) под руководством того же главного архитектора А.А. Ларкина. Масштаб улицы, конечно, был увеличен, но был задан целым рядом парадных зданий нач. XXв. (сохранившиеся дом Общества взаимного кредита, частные дома Гессе, Сафьянщикова, Гельдта, инженера Станкевича, Ильяшева и др.). Ряд крупных и стильных жилых домов в духе «сталинского классицизма» только закрепил новое значение главной городской магистрали. Расчистка руин и создание зеленой зоны вокруг храмов Анастасии Римлянки, Василия на Горке, Николы со Усохи произведены совершенно в духе «архитектурных заповедников» Спегальского и способствовало украшению и подчеркнутому историзму главной улицы. Фактически это реализованный «архитектурный заповедник». Градостроительные цели преследовало восстановление участков крепостных стен в районе бывших Трупеховских ворот и благоустройство Летнего и Ботанического садов. Менее удачной попыткой приравнять Псков к современным городам следует признать целый ряд запланированных новых площадей, которые, по существу, так и не получили развития - это Октябрьская пл., скверы на ул. Волкова, Л. Поземского, М. Горького, расширенные перекрестки у Пушкинского театра, на Октябрьском пр. Только площадь у Рижской гостиницы и в какой-то мере Октябрьская площадь приобрели в дальнейшем статус городских площадей. Озеленение в увязке с историческими планировками немало способствовало украшению города. Благоустройство поймы реки Псковы в пределах исторического центра от Кремля до Верхних решеток планировалось как сплошная зеленая зона — Городской парк. Эта тема и сегодня не утратила актуальности. Сохранявшаяся старая застройка, которая имела собственную ценность, особенно в районе Островка, постепенно ушла из этой зеленой зоны. Немало было запланировано и сделано по благоустройству набережных. Все эти работы служили благоустройству города и преследовали цели поддержания его древнего исторического облика, как это понимал и Ю.П. Спегальский. К сожалению, недооценивалась при этом роль поздней средовой застройки. На наш взгляд, именно живая, историчная, в основном малоэтажная ткань губернского города помогает сохраняться древнему Пскову. Ведь и Юрий Павлович предлагал систему выделенных заповедников древнего зодчества с поддержанием планировки города в целом за счет средовой застройки. Только в его время губернская архитектура не считалась ценной и даже не рассматривалась как самостоятельный предмет планирования и регулирования, что в конечном счете, привело к массовой деградации и исчезновению этого т.н. «ветхого фонда». Проблема остается и сегодня, хотя формально многие старые дома получили статус памятников.

В те же послевоенные годы было предусмотрено строительство мостов, развитие автобусно-троллейбусной транспортной сети. Троллейбусное движение не раз вызывало острые дебаты и так и не было введено. Одна из главных проблем для исторического города - необходимость расширения улиц и введение дополнительного яруса сетей над улицами, что, конечно, не украсило бы старый Псков. Попыток восстановить старую трамвайную сеть не предпринималось. Положительным стало решение об организации за границей исторического центра большого спортивного комплекса - стадиона в районе Летнего сада. Он отвечает принципам создания буферных зон вместо застройки повышенной этажности, к чему стремятся современные застройщики.

Своеобразным развитием идей Ю.П. Спегальского стала крупномасштабная работа по археологическому изучению и реставрации ансамбля Псковского кремля. Главным архитектором ЦНРПМ А.И Хамцовым были разработаны и представлены в 1954 г. на суд широкой научной общественности два варианта реставрации кремлевского ансамбля и речного фасада крепости. После всесторонней экспертизы ведущими архитектурными и научными институтами страны было принято решение о восстановлении кремлевских укреплений на полный профиль. Это решение, все еще не реализованное до конца, сыграло важную роль в восстановлении образа древнего Пскова, о чем мечтал Ю.П. Спегальский. Работы, связанные с реставрацией, послужили созданию и развитию собственной псковской научной школы археологии и реставрации. В градостроительном плане работы, произведенные в 1952-56 гг., позволили восстановить не только речной фасад Псковского кремля, но и большую часть фасада всей Псковской крепости, что имело огромное значение для восстановления образа древнего исторического Пскова. В дальнейшем эти работы продолжены на напольном фасаде крепости. На значительных участках крепости были восстановлены прясла каменных стен, оформлены воротные проемы в местах прохождения радиальных исторических улиц.

Эти работы поизводились уже в следующий «Типовой градостроительный период» (период массового типового строительства «без архитектурных излишеств» 1958-1985 гг.) К этому периоду относится разработка институтом «Ленгипрогор» нового Генерального плана развития Пскова (1969 г.) с Проектом зон охраны (ГАП Г.П. Боренко). Проект, безусловно, учитывал и развивал идеи Ю.П. Спегальского в плане защиты исторического центра Пскова, поддерживал идеи «архитектурных заповедников». Новым Генпланом, в соответствии с веяниями времени предлагалось развитие современного города с повышенной застройкой чашеобразно - от малоэтажной застройки центра к высотной на периферии, где она не будет подавлять памятники и ансамбли. Развитие города этим Генпланом определено в направлении Рижского проспекта на Завеличье, которое становилось новым городским современным центром. Практически, это решение было реализовано. Наиболее актуальной стала борьба против строительства новых крупных общественно-административных зданий, способных подавить исторические архитектурные ансамбли. Самый опасный проект строительства Дома Советов на Ольгинском берегу напротив Кремля удалось каким-то, образом отклонить. О строительстве кинотеатра «Октябрь», который должен был противостоять Троицкому собору и «мракобесию» уже говорилось. Этот проект, несмотря на сопротивление общественности, был осуществлен. Сопротивление закончилось трагически для главного архитектора города А.А. Ларкина, сердце которого не выдержало. На Завеличье были выстроены три крупных здания, судьба которых не была счастливой. «Дом пионеров и школьников» разрушился, не будучи достроенным. Гостиница «Кром», проект которой был предназначен для другой площадки в районе Гремячей башни, так же как соседнее здание Профсоюзной гостиницы не достроено до настоящего времени. Судьба этих строений символична. Они противоречили одному из постулатов Генплана - сохранить на Завеличье доминантное значение памятников архитектуры, отбив их от современной застройки зелеными насаждениями. В рамках следующего проекта «Ленгипрогора» — ПДП исторического центра Пскова - был впервые поставлен вопрос о сохранении средовой исторической застройки. Автором данной статьи (участник проекта) был впервые разработан такой раздел проекта для исторического города, как «Типология застройки», в котором произведена оценка каждого здания исторического центра с учетом его исторического, архитектурного, градостроительного значения, состояния и рекомендаций по реконструкции, реставрации и даже сносу для диссонирующих построек. Цветом (от более темного к светлому) выделены застройки от наиболее древних и ценных до современных нейтральных и диссонирующих. Фактически данный раздел проекта продолжил линию Ю.П. Спегальского и развивал его взгляд на город, как ансамбль ценных исторических застроек. Впоследствии большинство выявленных таким образом ценных средовых зданий было включено в списки памятников местного значения.

В этот период, в 1969 году, незадолго до кончины Ю.П. Спегальский разработал «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова, содержащий проект комплексной реставрации памятников», который надолго определил перспективу отношения к историческому Пскову3. Этому плану предшествовал и сопутствовал ряд правительственных решений, направленных на сохранение наследия. 30.08. 1960 г. вышло первое Постановление СМ РСФСР №1328 о взятии под охрану памятников истории и культуры в Пскове. В июле 1970— постановление Государственного комитета СМ РСФСР по делам строительства и коллегии Министерства культуры РСФСР о взятии под государственную охрану РФ 115 исторически ценных городов (комплексы застройки, образцы планировки, ландшафт, археологический слой, в т.ч. в историческом центре Пскова 215 га в пределах стен Окольного города). Генплан Пскова опередил это постановление. 04.12.1974 г. культурный археологический слой г. Пскова Постановлением СМ РФ №624 взят под охрану как памятник республиканского значения.

Непосредственно воплощением идей Ю.П. Спегальского об архитектурных заповедниках стала разработка (с участием автора) в 1979-80 гг. «Генерального решения организации территорий и экскурсионных маршрутов Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника» (Псковский музей-заповедник - ЮКОИ, г. Ленинград, рук. Л.Г. Ляк). Проект получил одобрение Министерства культуры РФ и демонстрировался в Москве как пример подхода к музейному строительству. Одним из важных положений проекта было предложение об организации музейных заповедников на базе таких архитектурных ансамблей в Пскове, как «Музей» (комплекс памятников в районе головного комплекса музея «Поганкины палаты»), Псковский кремль, Мирожский монастырь, ансамбль на Гремячей Горе, Покровский комплекс. Названные ансамбли, за исключением Гремячей Горы, получили развитие как музейные ансамбли (с участием автора музеефицирован Мирожский монастырь, Покровский комплекс), с музеефикации Приказной палаты начаты работы по Кремлю и комплексу «Музей» (Дом Масона, Поганкины палаты, здание Фан-дер-Флита). К сожалению, этот процесс в годы Перестройки был прерван, некоторые ансамбли (Покровский) были запущены и понесли утраты. Но сам подход остается верным, и это подтверждают новые проекты в данном направлении (например, «Музейный квартал»).

В «Перестроечный период 1992-2003 гг.» основным документом, направленным на развитие идей Ю.П. Спегальского, стало   Постановление № 816 (№370)

«О комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове». Постановление было направлено на сохранение, восстановление и современное использование историко-культурного наследия Пскова в музейно-туристических целях. Оно было поддержано в апреле 1990 г. Постановлением Коллегии Министерства культуры России, Госстроя РСФСР и Президиума ЦС ВООПИК об утверждении 540 исторических городов и мест России, в том числе г. Пскова (903 г.) и других малых исторических городов Псковского региона. Были параллельно разработаны для Пскова

Проект зон охраны памятников истории и культуры исторического центра г. Пскова. ЛЕНГИПРОГОР, 1991 и Проект комплексной реконструкции исторического центра г. Пскова (ИНРЕКОН - Москва-Псков, 1994), который стал главным проектным документом для комплексной реконструкции исторического города. Были начаты на новом этапе или продолжены работы по реставрации, реконструкции и музеефикации тех же музейных заповедников; реставрация памятников и ансамблей в развитие идей Ю.П. Спегальского. Утвердилась практика опережающих научно-исследовательских работ, археологических спасательных исследований, созданы проектные институты, реставрационные центры, привлекались многочисленные специалисты и организации для решения специфических проблем. Создались предпосылки для комплексной реконструкции Пскова, но начавшаяся Перестройка и прекращение финансирования не позволили в полной мере развиваться этому процессу. Многие проекты остались в стадии проектов либо незавершенными.

В Новейшее время, в XXI веке, проблемы и перспективы сохранения исторического градостроительного наследия г. Пскова остаются актуальными, так же как идеи Ю.П. Спегальского и Псковской школы охраны историко-архитектурного наследия. Понятно, что этот процесс получает новые импульсы и новое научное развитие. Но пафос той эпохи, в которую жил известный исследователь и реставратор псковской старины, его перспективные идеи, проекты и мысли остаются важными для продолжателей великого дела, которому беззаветно служил наш великий предшественник и учитель Юрий Павлович Спегальский.

__________

3Спегальский Ю.П. Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры г. Пскова. Псков, 1969. Архив ПИ «СПР», д. 1.0-195.

Первоисточник: 
Ю.П. Спегальскии и историко-культурное наследие Псковской земли. Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ю.П. Спегальского (2-3 июня 2009 года). Псков, 2009
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.