ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Эпоксидные клеи.

Применение эпоксидных клеев при склеивании керамических изделий целесообразно в тех случаях, когда необходима особая прочность склейки, например, при склеивании крупногабаритных фрагментов, несущих на себе значительную нагрузку, или деталей и фрагментов, имеющих очень маленькую площадь склейки при достаточно большой нагрузке. Применение этих клеевых составов должно соответствовать принципам равнопрочности материала и клея, а потому их применение рекомендуется при склеивании музейных предметов со спекшимся, плотным черепком (фарфор, бисквит, каменные массы, стекло). Кроме того, учитывая, что эпоксидные клеи — это труднообратимые составы, применение их для склеивания фрагментов пористых керамических черепков, а тем более хрупкой слабообожженной керамики исключается.

Основу этих клеев составляют смолы ЭД-20, ЭД-16, Э-40, отвердителями для них являются полиэтиленполиамин (ПЭПА) или гексалэтилендиамин (ГМДА). Клеящие материалы на этой основе отличаются высокой адгезией при отверждении, стойкостью к различным средам, возможностью отверждаться при комнатной температуре.

В реставрационной практике могут быть использованы марки клеев бытового назначения (ЭД-5, ЭД-6, ЭДП).

В настоящее время для склейки фарфора широко применяются эпоксидные оптические клеи марок ОК (ОК-50ПК, ОК-72 фт/5, ОК-72фт/15). Клеи этого типа оптически однородны, прозрачны, бесцветны. Жизнеспособность клея (вязкость состава позволяет наносить его на склеиваемые поверхности и обеспечивает полную смачиваемость последней) — 4 — 6 часов, полное отверждение — 24 часа. Отвердители добавляют в клеи в следующем количестве:

• ОК-50ПК 100 м.ч. смолы, 20 м.ч. отвердителя

• ОК-72 фт/5 100 м.ч. смолы, 31 м.ч. отвердителя

• ОК-72 фт/15 100 м.ч. смолы, 31 м.ч. отвердителя.

Клеевой состав обычно состоит из двух, жидких, компонентов: смолы и отвердителя. Приготовление рабочего состава клея должно проводиться непосредственно перед склеиванием материала; как правило, оно заключается в дозировке и перемешивании компонентов. Количество вводимого в клей отвердителя неодинаково для различного класса смол, и его дозировка должна строго соответствовать тем количествам, которые указаны в прилагаемых инструкциях. Обыкновенно количество отвердителя для смол холодного отверждения ЭД-5, ЭД-6, ЭДП составляет 8—12 массовых частей к 100 массовым частям смолы. При добавке в смолу отвердителя смесь тщательно перемешивают до однородности состава, и с этого момента начинается процесс отверждения клея. Смесь смолы с отвердителем (ПЭПА, ГМДА) может сохранять жизнеспособность в течение 30 — 40 минут.

Склеивание эпоксидными клеями требует соблюдения следующих технологических условий:

• смешивание смолы с наполнителем производят до введения отвердителя, после чего массу оставляют до полного удаления воздушных пузырьков, в клеевую композицию можно вводить до 40 — 50 массовых частей наполнителя;

• исключается применение влажных материалов при работе: наполнитель, посуда и инструмент должны быть просушены;

• приготовление небольших количеств клея производят на фторопластовой либо полиэтиленовой пленке или на стеклянной пластинке;

• для снижения вязкости клея к моменту нанесения его на склеиваемую поверхность клеевую смесь до введения отвердителя можно прогреть на водяной бане, погружая сосуд со смолой в горячую воду, но снижение вязкости при этом сопровождается уменьшением жизнеспособности клея, что необходимо учитывать при проведении операции склеивания; для разбавления загустевшего клея возможна также добавка ацетона в количестве до 10%.

Фенолформальдегидные клеи.

Применение фенолформальдегидных клеев чаще всего ограничено склеиванием темноокрашенных керамических масс или изделии, декорированных соответствующей цветовой гаммой, иногда возможна «маскировка» тонких клеевых швов светостойкими шпаклевочными массами. Учитывая, что составы фенолформальдегидных клеев дают темный клеевой шов, применение их для склеивания фарфора, бисквита и других светлоокрашенных керамических масс исключается.

К классу термореактивных клеев, применяемых в реставрации керамики, относится состав марки БФ-4; он представляет собой спиртовые растворы фенолформальдегидных смол, совмещенных с поливинилбутиралем (ПВБ). Этот клей образует водостойкие клеевые соединения с достаточно высокой механической прочностью, которая возрастает с повышением температуры отверждения. Но клеевые швы на основе БФ-4 имеют ограниченную термостойкость, и при температуре выше 60° С наблюдается снижение прочности. Вследствие этого «расшивку» керамических фрагментов, склеенных БФ, иногда можно проводить тепловым воздействием при температуре 70 — 80° С (горячие компрессы, ванночки, прогрев): при этом происходит отделение клеевой пленки от керамики (см. также разд. 9).

Клеевой состав БФ-4 выпускают готовым к применению, он не требует специальных добавок для отверждения клеевого шва, концентрация клея составляет 50 — 55%. Для снижения вязкости клея и приготовления пропиточных составов его можно разбавить этиловым спиртом, принимая исходную концентрацию 50%.

Перед склеиванием керамических изделий с пористым черепком на поверхность наносят пропиточные составы клея, концентрация которых составляет 5 — 10% клеевого раствора.

В процессе склеивания клей наносят на поверхность разлома тонким слоем, затем дается открытая выдержка 3 — 5 минут, после чего производят совмещение фрагментов, слегка сдавливая их. Продолжительность предварительного схватывания 15 — 20 минут. Для полного отверждения клея и улучшения прочности склейки клеевые швы прогревают электрофеном или электровентилятором при температуре 70 —80° С в течение 1 — 1,5 часов (при надежной фиксации фрагментов, так как прогрев вначале разжижает клей). Для уменьшения усадочных явлений при отверждении в клеевую массу добавляют сухие наполнители в количестве до 50% от общего количества клея. Применение составов с наполнителями особенно целесообразно, когда нет возможности осуществить плотное совмещение фрагментов, при котором получаются тонкие клеевые швы. В таких случаях возникает необходимость загущать клей, с тем чтобы заполнить пустоты и сколы по шву склейки. В настоящее время в реставрации применяются редко.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)