ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Материалы и инструменты

1. Клеи — для склеивания фрагментов керамических изделий: в зависимости от вида последних и характера повреждений24.

2. Пропиточные составы — для пропитки черепка пористых изделий по шву склейки: 5— 10%-й спиртовой раствор БФ-4; 7 —10%-й водный раствор ПВА-д; 3 —5%-й спиртовой раствор ПВБ; 5 —7%-й раствор ПБМА в смеси растворителей; 5 —7%-й раствор БМК-5 в смеси растворителей.

3. Растворители — для пропитки поверхности разлома перед склеиванием и удаления избытков пропиточных и клеевых составов; выбирают тот растворитель, с применением которого приготовлен клей.

4. Весы-разновесы, химическая мерная посуда — для приготовления клеевых и пропиточных составов.

5. Кисть, пипетка, деревянный шпатель — для нанесения пропиточных и клеевых составов.

6. Тампоны ватные — для удаления избыточного количества пропиточных и клеевых составов.

7. Лезвие — для удаления плотной излишней клеевой пленки.

8. Клейкая лента, светлый пластилин, замки-связки, ящик с кварцевым песком, резиновые или веревочные жгуты — для фиксации положения склеенных фрагментов изделия.

Метод работы

Прежде чем нанести клей на поверхность разлома, каждые два фрагмента, подлежащие склеиванию, предварительно осторожно соединяют по шву, чтобы убедиться, насколько точно их можно совместить без учета клеевого шва. Эта операция дает возможность установить не только точное положение фрагментов, но и определить, какое минимальное количество клея допустимо нанести на швы, чтобы не нарушить определившуюся точность совмещения и обеспечить в то же время склейке надежность.

Выбор клея для выполнения каждой конкретной задачи диктуется, с одной стороны, его технологическими свойствами и предъявляемыми к реставрационным клеевым составам требованиями, с другой — свойствами реставрируемого изделия: плотностью и прочностью черепка, его впитывающей способностью, конструктивными нагрузками на шов. В некоторых случаях, чтобы упрочить склейку, выполняют дублирование фрагментов клеем на стеклоткань или выполняют проклейку швов с оборота полосками из стеклоткани. Это увеличивает площадь склейки, повышает ее надежность.

Склеивание пористых керамических изделий осуществляют пропиточным способом, при этом используют низковязкие растворы термопластичных клеев. Для керамических изделий с плотным черепком, характеризующихся низкой или нулевой впитывающей способностью, используют более вязкие клеевые составы на основе термореактивных и термопластичных смол.

При склеивании изделий из фарфора, бисквита, плотных каменных масс подклеивание мелких фрагментов выполняют термопластичным клеем (ПВБ, ПБМА, БМК-5); в то время как фрагменты и швы того же изделия, несущие на себе значительную нагрузку, склеивают термореактивным клеем (эпоксидным). Такой комбинированный метод позволяет сделать образующиеся при сборке большого числа фрагментов многочисленные швы менее заметными за счет ориентации на светостойкие, прозрачные термопластичные клеи, тогда как эпоксидные клеи обеспечивают склейке надежность. Оба типа клеев могут применяться как с сухими наполнителями, так и без них. Это зависит прежде всего от того, в каком состоянии находится поверхность разлома и насколько точно и плотно можно совместить фрагменты (вынужденная толщина шва). Если по шву разлома имеются многочисленные сколы частиц керамической массы и глазури, что не позволяет выполнить точную подгонку, то в клей добавляют сухой наполнитель, который обеспечивает компенсацию утрат и позволяет избежать осадочных явлений, возникновение которых возможно при отверждении толстого клеевого шва. Цветные и белые сухие наполнители применяют и в тех случаях, когда клеевой шов достаточно заметен и выделяется по цвету; добавление сухих пигментов при этом позволяет подобрать нужный оттенок. Добавка наполнителя здесь составляет до 50% и более (термореактивные клеи) и не более 10 — 20% (термопластичные клеи).


30. Бюст графини Савойской. Склейка фрагментов по швам разлома с дополнительной фиксацией на стеклоткань с внутренней стороны

31. Ящик с песком для установки в фиксированном положении склеенных фрагментов

При склеивании пористых керамических изделий рекомендуется перед процедурой нанесения клея производить пропитку черепка по шву склейки одним из пропиточных составов , которые наносят на поверхность разлома изделия непосредственно перед процедурой склеивания фрагментов, предварительно определив его оптимальную концентрацию, зависящую от впитывающей способности черепка. Определение необходимой концентрации проводят методом нанесения пробных растворов на поверхность разлома. Осуществляя подбор пропиточных составов, необходимо помнить, что раствор не должен достаточно глубоко насыщать поры черепка, как это рекомендуется при укреплении участков с ослабленной структурой или изделия в целом (см. разд. 11). В данном случае смысл процедуры состоит в том, что реставратор, пропитывая пористый черепок перед склеиванием в зоне формирования клеевого шва, тем самым увеличивает поверхность склейки, обеспечивая ее надежность и равнопрочность с черепком. При апробировании составов на основе термопластичных клеев реставратор должен обратить внимание на то, чтобы при пропитке они не изменяли цвет черепка и на поверхности фрагментов не образовывались ореолы в зоне обработки шва. Иногда проведение пропитки необязательно: при подклейке небольших фрагментов, имеющих свежий шов разлома, при хорошем совмещении поверхностей предпочтительнее пользоваться клеевым составом средней концентрации, а для улучшения подвижности клея в этом случае поверхность разлома перед склеиванием пропитать чистым растворителем, на основе которого приготовлены клеевые смеси. При пропитке шва состав наносят неоднократно — до того момента, пока на поверхности разлома не появится незначительный блеск (глянец от выступающего на поверхности раствора), указывающий на то, что необходимое насыщение достигнуто. Первый слой раствора наносят при помощи кисти, пипетки, деревянного шпателя на обе подготовленные к склеиванию поверхности: выдержка во времени перед нанесением каждого последующего слоя составляет 5 — 10 минут. Если же по окончании процесса пропитки на поверхности шва образовалась клеевая пленка, ее следует удалить соответствующим растворителем при помощи тампона.

Теперь можно приступить к склеиванию. Клеевой состав наносят на поверхность разлома равномерным слоем сразу же по окончании процедуры пропитки швов, затем дают необходимую открытую выдержку, после чего склеиваемые поверхности плотно соединяют, учитывая при этом прочность керамического материала (о работе с различными клеевыми составами см. выше). Излишки клея при этом выжимают, выступивший клей незамедлительно удаляют с поверхности отжатым тампоном с растворителем (при этом реставратор не должен допускать проникновения растворителя в шов склейки: в противном случае возможно ослабление склейки) либо дают клеевой пленке стать достаточно твердой, чтобы удалить ее лезвием (если поверхность изделия достаточно устойчива: в противном случае вместе с клеевой пленкой возможно отслоение частиц керамического материала, красочного слоя и других видов декора изделия).

Чтобы обеспечить правильное склеивание фрагментов изделия, их положение необходимо фиксировать на время отверждения клея или до того момента, когда прочность клеевого шва позволит продолжить склеивание.

Выбор метода фиксации зависит от размера, веса склеиваемых частей, их конфигурации, взаимного расположения. Небольшие, легкие фрагменты можно зафиксировать клейкой лентой, нанося ее на склеенные фрагменты поперек шва, светлым пластилином, кусочки которого наносят с двух сторон склеиваемых поверхностей. Дополнительная фиксация непосредственно после склейки — установка склеиваемых фрагментов в ящик с кварцевым песком: это позволяет выбрать надежное пространственное положение склеенных частей, при котором исключено их смещение по шву склейки. Для скрепления сферических форм возможно применение резиновых и веревочных жгутов, стяжек. В некоторых случаях, при склеивании крупногабаритных фрагментов, во избежание их смещения в процессе склейки, целесообразно применение замков-связок.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.