ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Экспериментальные работы реставраторов, проводимые по подбору синтетических связующих материалов, позволили выявить ряд клеевых составов, отвечающих требованиям, предъявляемым при реставрации различных видов керамических изделий.

За последние годы в реставрационной практике нашли применение следующие основные группы клеев: эпоксидные, акриловые, поливинилацетатные, полиэфирные, кремнийорганические, иногда фенолформальдегидные.

Основа этих клеевых составов — синтетические полимеры, которые, в зависимости от их отношения к нагреванию, принято делить на две группы: термореактивные и термопластичные. Основным свойством термопластичных клеев является их способность при повышении температуры переходить в размягченное вязкотекучее состояние. Термореактивные клеи таких свойств не обнаруживают и после отверждения переходят в труднорастворимое состояние.

К термореактивным клеям, применяемым при склеивании керамических изделий, относятся составы на основе эпоксидных, фенолформальдегидных, полиуретановых и полиэфирных смол. Эпоксидные и фенолформальдегидные клеевые составы характеризуются хорошими адгезивными свойствами и прочностью клеевого шва. Проводить склеивание составами этой группы клеев наиболее целесообразно, когда необходимо обеспечить особо прочное соединение фрагментов. Следует отметить, что если эпоксидные и фенолформальдегидные клеи на протяжении ряда лет положительно зарекомендовали себя как реставрационный материал для склеивания керамических изделий, то полиуретановые клеи не получили широкого распространения в отечественной музейной реставрации, хотя их необходимо отнести к перспективным. Возможность применения их требует дальнейшего поиска и усовершенствования составов и технологии их приготовления, соответствующей требованиям реставрации (1

В других случаях, когда особая прочность соединения склеиваемых фрагментов не является обязательным условием или требуется учитывать равнопрочность клеевого шва и пористого керамического черепка, предпочтительнее пользоваться легкообратимыми термопластичными клеями. Хотя они характеризуются более низкой прочностью клеевого шва, при консервационной обработке пористых керамических материалов с предварительной пропиткой поверхности по кромкам разлома этими клеящими составами обеспечивается надежность и стабильность склейки во времени. К термопластичным клеевым композициям относятся клеи на основе поливинилацетата (ПВА и ПВА-д), поливинилбутираля (ПВБ), акриловых полимеров (ПБМА и БМК-5). К преимуществам клеевых составов на основе ПВБ, ПБМА, БМК-5 следует отнести их светостойкость. Они бесцветны, прозрачны. При склеивании образуют малозаметный, неокрашенный шов.

Ниже приведены марки клеев, рекомендации по составу клеевых смесей и их рабочие характеристики.

____________

1) Известны полиуретановые клеи для стекла марки ВИЛАД, не содержащие в своем составе растворителей, отверждающихся полиизоцианатами. Клей марки ВИЛАД-7К состоит из смоляного компонента (20% -й раствор полиуретана в этилацетатс) и отвердителя. Для от верждения клея соотношение смолы и отвердителя 4,5:1. Клеевые швы прозрачны, светостабильиы, обладают хорошей прочностью. Примерное соотношение пигментов и наполнителей на 100 м.ч. ВИЛАД-7К следующее: цинковые белила 80 м.ч. свинцовые белила 170 м.ч. титановые белила 100 м.ч. абразивпосстекло 40 м.ч. мраморная пудра 40 м.ч. аэросил 20 м.ч.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.