Порядок ввода объектов в эксплуатацию.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Процессу реставрации предшествуют изучение и описание произведения, поступившего в мастерскую. Художник-реставратор должен уметь определять сюжет, анализировать композиционное построение, хорошо ориентироваться в тонкостях иконографии. Реставратор обязан сделать в дневнике точное описание композиции сюжета, принципов распределения тех или иных элементов изображения. Кроме того, при указании мест повреждений и реставрационных процессов используют не систему геометрических координат, а сами части изображения: фон, такое-то здание, горка, голова, рука, деталь одежды.

В каждом древнерусском храме иконам были отведены определенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы предназначались для иконостаса, другие — для помещения у нижних частей столбов и стен, третьи —для временного размещения в центре храма (на подставке — аналое) в определенные праздничные дни. Размеры икон, их тематика обусловлены их культовой функцией. Изготовляли иконы и для жилища, их помещали обычно в переднем или красном (то есть самом красивом) углу дома. Домовые иконы, как правило, имеют меньшие размеры, чем иконостасные и киотные (то есть иконы, которые ставили или подвешивали в храмах в специальных больших коробах — киотах). Аналойные иконы по сюжетам и размерам чаще всего совпадают с домовыми иконами.

ИКОНОСТАС И ИКОНОСТАСНЫЕ ИКОНЫ

Большинство икон, хранящихся в музеях, происходит из храмовых иконостасов.

Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке и закрепленных на специальном каркасе; глухая стена иконостаса отделяет алтарное пространство от основной части храма. С художественной точки зрения иконостас представляет собой одновременно и малую архитектурную форму в интерьере церкви, и целостный ансамбль станковых произведений живописи, объединенных на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы. В каждый ряд иконостаса входит значительное количество икон (до 12—15, иногда даже больше). В XVIII—XIX веках иконостасы нередко перестраивали, при этом некоторые старые иконы заменяли новыми. Поэтому в дошедших до нас иконостасах, как правило, находятся разновременные произведения живописи.

Высокие иконостасы — это типично русское явление. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно; в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор (ил. 11).


11. Изображение иконостаса на иконе начала XIX века. Музей «Коломенское»

«В домонгольское время еще не существовало высоких иконостасов, которые появились не ранее XV века. Их заменяли мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находившимися между ними низкими парапетами и покоившегося на колонках архитрава. В центре помещался дверной проем, ведший в алтарь (так называемые царские врата, или двери). Если основываться на византийских параллелях, то иконы в это раннее время еще не размещались между колонками на парапетах. Их либо ставили вдоль стен (настенные иконы), либо укрепляли на восточных подкупольных столбах (настолпные иконы), либо помещали в отдельно стоящие киоты (тогда они нередко были двусторонними), либо водружали на архитраве (деисус). Несколько рядов икон, как в позднейших иконостасах, в это время еще не существовало. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами» (Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983, с. 32).


Алтарная преграда с иконой «Оглавный деисус»

Алтарные преграды были каменные или деревянные. Каменные преграды сохранились до наших дней в некоторых древних (VIII—XIII вв.) храмах Грузии и Армении, а также стран Балканского полуострова. Эти каменные преграды представляли собой невысокие (ниже человеческого роста) стенки с проемами входов в алтарное помещение. На этих стенках стояли колонки, поддерживавшие горизонтальный брус — архитрав.

На архитраве устанавливали иконы Христа и обращенных к нему в молитвенном предстоянии Богоматери (слева от зрителя) и Иоанна Предтечи (справа). Иногда все три изображения помещали на одной доске (ил. 7); нередко вместо образов Богоматери и Предтечи по сторонам Христа писали архангелов. От XII века сохранились две такие иконы — одна с Эммануилом, то есть Христом в младенческом возрасте и двумя ангелами по сторонам, и другая — более распространенного типа — с изображением Христа в зрелом возрасте, Богоматери и Предтечи. Постепенно к ним начали прибавлять иконы с изображениями апостолов. Этот ряд икон в Византии стали называть деисисом (от греческого «деисис» — моление), а на Руси — деисусом (по созвучию с именем Иисус).


7. Деисус оплечный. Конец XII в. ГТГ

Внизу под архитравом позднее начали помещать иконы с изображениями местно чтимых святых или евангельских сюжетов, которым был посвящен храм, так называемые храмовые иконы. Этот нижний ряд икон приобрел общее название местного ряда, или просто местных икон. В центре местного ряда всегда находятся царские врата, а по сторонам от них — иконы с изображениями Богоматери с младенцем (слева от врат) и Христа (справа). Правее иконы Спаса всегда ставится храмовая икона. Помимо указанных икон в местном ряду помещались также наиболее почитаемые образы, такие, как «Троица», «О тебе радуется», «Покров Богоматери», «Успение Богоматери» или иконы особо прославленных святых.

Изменение формы алтарной преграды, превращение ее в сплошную стену из рядов икон складывалось постепенно, в течение нескольких веков. До сих пор не воссоздана целостная картина формирования иконостаса. Однако установлено, что к концу XIV века над деисусом уже существовал праздничный ряд икон.


Развитие тяблового иконостаса. Иконостас новгородского Софийского собора к 1438 году (реконструкция В. В. Филатова)

Развитие того же иконостаса с 1438 по 1509 годы (реконструкция В. В. Филатова)

Некоторые этапы сложения и расширения состава иконостаса удалось, в частности, проследить на примере главного иконостаса новгородского Софийского собора. Так, число икон деисусного чина здесь выросло от пяти в 1438 году до тринадцати в 1509 году. К центральным иконам (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча и два архангела) добавили еще восемь икон (апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов,Николай Мирликийский и два великомученика— Георгий и Димитрий). Праздничный ряд в 1341 году состоял из двенадцати сюжетов, а в 1509 году их стало двадцать четыре.

В других храмах в зависимости, от размеров интерьера количество икон деисусного ряда могло быть больше или меньше.

В полнофигурных деисусах предстоящие Христу фигуры всегда изображались в рост, причем самого Христа писали сидящим на престоле (троне). Фигуру Христа помещали или на гладком фоне (наиболее характерно для новгородской иконописи, ил. 12) или на фоне с изображением «сил небесных» — херувимов, серафимов и других (тип, распространенный в искусстве Московской Руси, ил. 13). Этот иконографический вариант представляет Христа сидящим на как бы прозрачном престоле, через который видны сферы сияний небесной славы с херувимами, серафимами и другими «силами небесными». Сияние часто бывает миндалевидной формы и поэтому называется обычно мандорлой (в переводе с итальянского — миндалина). Мандорла пересекается четырехконечной звездой, в углах которой помещены изображения четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна или их символы — ангел, лев, телец и орел. Левой рукой Христос всегда держит Евангелие или закрытое или же раскрытое, на листах которого написан какой-либо текст из Евангелия.


12. Спас на престоле с избранными святыми на полях. Вторая половина ХIII в. ГТГ

13. Спас в силах. Средник деисусного чина Андрея Рублева и Даниила Черного. 1408 г. ГТГ

С XIV века в русских иконостасах появляется праздничный ряд, который первоначально помещали над деисусным рядом, а позднее (с XVII—XVIII веков) — под деисусом. Основные сюжеты этого ряда — двенадцать наиболее чтимых праздников церковного календаря, отмечающих вехи евангельской истории (на ил. 8 имеются четыре из них).



8. Праздники иконостаса новгородского Софийского собора — «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход во Иерусалим», «Распятие». 1341 г. НГМ

«Праздники» обычно располагали в следующем порядке (слева направо): «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Вознесение», «Троица», «УспениеБогоматери», «Воздвижение креста». Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам (а иногда и взамен некоторых из них) в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были «Сошествие Святого Духа на апостолов» (иначе называемое «Пятидесятницей»)., «Покров», «Воскресение Христово — Сошествие во ад»,, «Преполовение Пятидесятницы» и другие. Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания (или «страсти») Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие «страстям» события; сюда входили такие композиции, как «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Суд Пилата», «Бичевание Христа», «Водружение тернового венца», «Шествие на Голгофу», «Распятие», «Снятие со креста», «Жены-мироносицы у гроба». Иногда в праздничном ряду помещали «Евхаристию», то есть причащение апостолов. Иконы с изображением «Евхаристии» ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат.

С начала XV века в иконостасе над праздничным рядом стали помещать так называемый пророческий ряд икон. Как правило, пророков изображали на горизонтально ориентированных, удлиненных досках по две-три (ил. 9), а иногда даже по четыре полуфигуры на одной доске. Их главный атрибут — свитки (обычно развернутые) с краткими текстами пророчеств о Христе-Спасителе или Богоматери (из Ветхого Завета). До XVI века центральными изображениями в этом ряду были пророки Давид, Соломон и Даниил.


9. Средник пророческого ряда. Пророки Даниил, Давид, Соломон. Конец XV в. ГТГ

Вероятно уже с XVI века в центре пророческого ряда начали помещать поясное изображение Богоматери Знамение; иногда вместо него писали Богоматерь на престоле (с младенцем Христом на ее коленях). По сторонам обычно располагались следующие пророки: Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей и другие.

В XVI веке над пророческим рядом появился, а в XVII веке широко распространился еще один ряд — праотеческий — с фигурами ветхозаветных праведных старцев. В центре этого ряда помещали «Отечество» — икону, изображающую бога Саваофа с младенцем Иисусом на его коленях, который в свою очередь держит диск с изображением голубя — символа святого духа. Реже на центральной иконе этого ряда писали «Новозаветную Троицу» в виде сидящих на облаках Христа, Саваофа и парящего над ними голубя — святого духа.

В руках праотцев, как и у пророков, часто писались свитки с текстами из Ветхого Завета. Основные персонажи этого ряда Адам, Сиф, Мельхиседек, Исаак, Иов. Их располагали обычно слева от центра. С правой же стороны ставили иконы с фигурами Авраама, Авеля, Иакова, Иосифа и других.

С конца XVII века в навершии иконостаса кроме большого «Распятия» иногда помещали иконы на темы «страстей» (если не имелось отдельного страстного ряда). Поэтому доскам таких икон, служивших одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы — круга, эллипса и других. Обрамляли их резными золочеными картушами — рамами в ярко выраженном барочном стиле.

В XVI веке иногда под деисусным рядом устраивали пядничный ряд. Название это отражает малый размер их досок (пядь — старинная русская мера от 18 до 23 см). Формировался этот ряд, по-видимому, стихийно из различных по сюжету иконок, которые приносили в церковь прихожане. По древним описям иконостасов XVII века известно, что число пядничных икон порой доходило до сорока и более.

Каждый ряд икон поддерживался тяблом — деревянным брусом, в древнейший период просто вставлявшимся в специальные углубления в северной и южной стенах. Фронтальную плоскость брусьев расписывали растительным орнаментом. Тябловый иконостас просуществовал вплоть до XVIIвека,когда стал завоевывать популярность более сложный тип — резной иконостас с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений; в таких иконостасах иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой (чаще — резными круглыми колонками) . Основной мотив резьбы — лоза и грозди винограда (раннехристианские символы церкви и евхаристии). В конце XVII—XVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство иконостасов значительно усложнилось за счет включения в него архитектруных форм — колонн, пилястр, архитравов, карнизов.

ОСНОВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ

На иконах, как уже говорилось выше, изображались святые, сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских подвижников; существовали также иконы догматико-богословского характера, представляющие собой своего рода религиозно-философские трактаты в живописи. Основные персонажи — это Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, праотцы, пророки, святые — покровители путешественников и мореплавателей (Никола), сельского хозяйства (Власий, Флор и Лавр), персонажи, ведающие стихиями природы (пророк Илья), покровители дома (Параскева, Анастасия) и многие другие. В одних случаях иконы посвящались какому-либо одному святому, в других — сразу нескольким; последние именуют иконами «с избранными святыми».

Изображения святых могут быть оглавными, оплечными, поясными, в полный рост (ил. 7, 9, 10). Перед Христом и Богоматерью, сидящими на престолах или стоящими в рост, иногда предстоят в молении избранные святые (на иконах «Спас Смоленский», «Богоматерь Печерская», «Богоматерь Боголюбская», «Богоматерь Максимовская» и др.). Порой святых писали в окружении отдельных небольших композиций на темы их жизни — так называемых житийных клейм, а Богоматерь — в окруженииклейм на тему акафиста (своего рода прославляющей ее поэмы). Поэтому в названии такой иконы добавляется — «с клеймами жития», «с клеймами акафиста», «с клеймами деяний». Большую группу составляли иконы, посвященные евангельским событиям; их писали не только для праздничного ряда, но и как особо почитаемые — храмовые, и как аналойные, и как просто домовые.


10. Великомученик Георгий. Первая половина XII в. ГТГ. Живопись раскрыта методом фрагментаризации с сохранением вставок и записей XIV века и более поздних вставок вплоть до XX века

Местные, или храмовые, иконы обычно отличаются большими размерами от аналойных и икон с «праздниками», но написанных для домашнего обихода.


38. Серебряный оклад с чеканкой, имитирующей гравировку. Шлифованные камни (кабашоны) в кастах с лапками. Икона «Богоматерь Казанская». XVII в. Частное собрание

40. Сочетание различных техник в обработке серебряного оклада XIX в. Поля и фон — чеканка, одежды — скань с зернью, звезды с гранеными стразами в лапках, угольники полей и края венцов — перегородчатая эмаль. Икона «Богоматерь Коневская». Частное собрание

88. Правильно выбранное место пробных удалений позднейших наслоений. Икона «Богоматерь Знамение». Начало XVIII в. Музей «Малые Карелы»

Среди изображений Богоматери существует несколько основных иконографических типов: Одигитрия, Елеуса, Знамение (ил. 38, 40, 88), Оранта и другие. Вообще существует более двухсот иконографических «изводов» (типов изображений) Богоматери, названия которых порой связаны с наименованием местности, где их или особо почитали или где они появились впервые: Владимирская (ил. 5), Смоленская, Иверская, Казанская (ил. 38, 41), Грузинская и другие. Всего существовало только в России порядка шестисот наименований особо чтимых икон, иконографически, однако, восходящих примерно к двумстам основным «изводам». Изображения Богоматери с младенцем чаще всего поясные, но могут быть оплечные (Петровская и другие), ростовые (например, Боголюбская); иногда Богоматерь представлена сидящей на троне (Толгская и другие, ил. 92).


5. Икона «Богоматерь Владимирская». Начало XII в. ГТГ (живопись раскрыта методом фрагментаризации)

41. Оклад латунный, штампованный на иконе-подокладнице «Богоматерь Казанская». Рубеж XIX-XX вв. Частное собрание

92. Использование позднейших вставок левкаса и живописи XVIII в. при раскрытии живописи XIV в. методом фрагментаризации на том же произведении

Весьма распространен тип Одигитрии (Путеводительницы). Он представляет собой поясное изображение Богоматери с младенцем Христом, сидящим на ее левой руке (реже на правой). Головы их почти фронтально повернуты к зрителю. Правая рука Христа в благословляющем жесте; в левой руке у него свернутый свиток. Свободную руку Богоматерь держит перед грудью, как бы указывая на младенца. К типу Одигитрии относятся такие ее изображения, как Смоленская, Тихвинская, Иерусалимская, Грузинская, Иверская и другие. Другой тип — Елеуса (Умиление). Этотакже поясное изображение, символизирующее материнскую любовь Марии и неразрывное духовное единение ее с Иисусом. Голова Богоматери наклонена к младенцу. Он прижимается к ее щеке. Христа чаще всего изображали у левого плеча Марии — Богоматерь Владимирская (ил. 5, 43) и другие, но иногда и справа — Ярославская, Коневская (ил. 40) и другие.


43. Кракелюры в левкасе, вызванные неровностями (насечками) поверхности доски. Деталь иконы «Богоматерь Владимирская». Рубеж XVII—XVIII вв. Частное собрание

В типе Оранты (Молителышцы) Богоматерь изображается без младенца с воздетыми руками. Ладони ее открыты, кисти рук приподняты до плеч. Такое положение рук означает «предстояние богу». Когда на груди Оранты изображают в круге славы младенца Христа, то ее называют Великая Панагия (Всесвятая). Аналогичное изображение, но поясное — Богоматерь Знамение (Воплощение). Диск с образом Христа (младенца) символизирует земное воплощение богочеловека Христа (ил. 88).

Многочисленность иконографических типов Богоматери связана с разнообразием аспектов ее почитания. В деисусном чине Богоматерь всегда изображалась вполоборота вправо (повернутой к Христу), с головой, наклоненной вперед, и кистями рук, приподнятыми в молитвенном жесте.

Облачение Богоматери составляют мафорий, туника и чепец. Мафорий — это большое покрывало с каймой, окутывающее голову, плечи и спускающееся почти до земли. Мафорий Богоматери темно-вишневого цвета, условно — пурпурный (пурпур — символ величия и царственного рода). На голове из-под мафория выступает чепец. Он обычно синего или зеленоватого цвета разных оттенков. Туника — это длинное платье с узкими рукавами и украшениями на обшлагах — «нарукавьях». Цвет туники Богоматери — темно-синий (символ целомудрия, девства и небесной чистоты) 1.

Составляя описание Богоматери с младенцем, нужно указать следующие признаки: стоящая в рост или сидящая; изображение поясное, оплечное, оглавное; тип — Одигитрия, Умиление, Знамение, Оранта и так далее, необходимо точно переписать надписи и инициалы, охарактеризовать их оформление или зарисовать. Следует отметить положение фигуры младенца, на какой руке Богоматери он сидит, куда повернута голова младенца, каково положение его рук и ног. Указываются также цвет фона, цвета мафория, чепца, туники Богоматери и цвета хитона и гиматия младенца, характер орнаментации одежд. Если Богоматерь изображена сидящей, то отмечаются особенности в изображении трона или скамьи, подушек, подножия, позёма. Непременно отмечаются все особенности рисунка ликов, характер охрений и пробелов. В описание включают и данные о технологических приемах, примененных при писании иконы.

Иконографические типы Христа в русской иконописи менее разнообразны, чем типы Богоматери. Чаще всего встречается образ Пантократора (Вседержителя) , когда он представлен фронтально, по пояс (ил. 34, 35) или в полный рост. Правая рука его приподнята, пальцы сложены в благословляющем жесте (обычно двуперстном). Иногда встречается сложение пальцев «именословное», с отставленным мизинцем и скрещенными средним и указательным пальцами; такой жест символизирует инициалы имени Христа (ил. 34).


34. Живопись иконы-подокладницы, исполненной в поздней «фряжской манере», «Вседержитель поясной». Рубеж XIX—XX вв. Частное собрание

35. Оклад серебряный с позолотой, рельеф штампованный, поверхность гравированная, наугольники и другие накладки — перегородчатая эмаль — на той же иконе. Рубеж XIX—XX вв. Частное собрание

В левой руке Христос держит закрытое или открытое Евангелие. Одежда — хитон (длинная рубаха с широкими рукавами) обычно красно-коричневого цвета (цвет пурпура). От плеча хитона до низа подола проходят одна или две параллельные полосы. Это клавий — символ патрицианства в римском государстве. Поверх хитона накинут гиматий синего цвета. Он слегка прикрывает правое плечо и полностью закрывает левое (в гиматиях и хитонах, но без клавиев, на иконах изображают также почти всех праотцев, пророков и апостолов, ил. 24). Другие, наиболее часто встречающиесяиконографические типы Христа — это Спас на престоле (ил. 12) и Спас в силах (ил. 13). Вседержитель в одеждах византийского императора — этот тип называют Царь царем, что означает царь всех царей, а в облачении архиерея — тип Великий архиерей.


24. Изменение замысла изображения на иконе XVII в. «Апостол Фома» (ЯХМ):

12. Спас на престоле с избранными святыми на полях. Вторая половина ХIII в. ГТГ

13. Спас в силах. Средник деисусного чина Андрея Рублева и Даниила Черного. 1408 г. ГТГ

Один из древнейших иконографических образов Христа — Спас Нерукотворный, где представлен лик Иисуса, согласно древнему христианскому апокрифу запечатленный им на полотенце — убрусе. Такой тип Христа часто изображали на иконах и знаменах — хоругвях, которые войска брали в боевые походы. Другой тип — Нерукотворный образ в терновом веще — в русскую живопись проник из западноевропейской иконографии только в конце XVII века.

Сравнительно редким является отдельное изображение Христа в младенческом возрасте, называемое Эммануил, что означает «с нами бог». Когда его изображали со звездчатым нимбом (как у Саваофа), он олицетворял Христа до воплощения (до рождения), такая икона называется Ангел великого совета.

Примерная схема описания изображения Христа: изображение в рост (стоящий, сидящий), поясное, погрудное, оплечное, оглавное; на фоне или на плате (Нерукотворный); надписи, их место и характер, одежды (хитон, гиматий) или облачение (архиерейское или царское), на голове митра или венец-корона, Евангелие, открытое или закрытое (цвет крышки и обреза, украшения; переписать текст), атрибуты царской власти (скипетр, держава), престол, подушки (если сидящий); подножие, его окружение — четырехконечная звезда, символы евангелистов (ангел, бык, орел, лев) и надписи к ним, круги или овалы небесных сфер (цвета); херувимы, серафимы и другие «чины» небесных сил; особенно черт лика, волос, тип охрения и пробелов.

РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ИХ ОДЕЖДЫ

Описание фигур или полуфигур отдельных персонажей или их групп («избранных святых») можно проводить, придерживаясь схем, приведенных для изображения Богоматери и Христа.

Характер женских и мужских одежд и облачений (парадных, торжественных и бытовых) определяет положение персонажа на земле и на небе. Это архангелы, императоры в парадных византийских облачениях (венце, лоре, далматике и т. п.) или русские князья в княжеских шубах и шапках. Воины в различных воинских доспехах, с оружием и другим воинским снаряжением.


Женская одежда античного периода:
1 — чепец. 2 — мафорий, 3 — обшлаг, 4 —туника,5.— башмаки или сапожки

Мужская одежда античного периода:
1 — хитон, 2 — клавий, 3 — гиматий

Византийский женский придворный наряд:
1 — венец городчатый, 2 — плат, 3 — плащ, 4 — запона (фибула), 5 — далматик с передником и подольником, 6 — лорум, 7 — башмаки

Византийский мужской придворный наряд:
1 — полументум с каймой по краю и с запоной, 2 — клавий, 3 — далматик с оплечьем и подолышком, 4 — башмаки

Одежда и снаряжение воина:
1 — плащ (корзно), 2 — перевязи с мишенью, 3 — латы с поясом, 4 — тельник (рубаха), 5 — штаны, 6. — щит, 7 — сапоги (ноговицы)

Византийская мужская одежда:
1 — плащ с запоной (фибулой), 2 — туника с подольником и обшлагами, 3 — сапожки или башмаки

Русская мужская одежда:
1 — шапка с опушкой, 2 — шуба с меховым воротом, 3 — кафтан с оплечьем и подольником, 4 — сапожки или башмаки

Облачение и атрибут дьякона:
1 — стихарь с оплечьем и подольником, 2 — орар, 3 — ладаница, 4 — подризник. 5 — сапожки

Одежда и атрибут монаха:
1 — кокуль, 2 — мантия, 3 — свиток или грамота, 4 — ряса с поясом или ремнем, 5 — параманд или аналав, 6 — сапожки

Одежда монахини:
1— апостольник или попой, 2— мантия, 3 — ряса, 4 — парамаид или аналав, 5 — сапожки

Облачение и атрибут священнослужителя:
1 — омофор, 2 — Евангелие, 3 — фелонь, .4 — поручи, 5 — подризник, 6 — епитрахиль, 7 — сапожки

Облачение и атрибуты митрополита:
1—митра, 2 — омофор, 3 — Евангелие, 4 — сакос, 5 — поручи, 6 — палица, 7 — подризник, 8 — сапожки

Большинство женских персонажей одето в тунику и плащ с застежкой (фибулой), а на голове у них — плат. Парадная женская одежда, как и мужская, отражает византийский придворный наряд. Поверх туники надет далматик — длинное платье, украшенное внизу подольником, а от верха до подола — передником — широкой полосой с украшениями. Вместо далматика может быть стола, она похожа на далматик, но не имеет передника. Плащ парадной одежды украшен оплечьем, расшитым драгоценными камнями и имеющим по краю; кайму. На голове, поверх плата, изображали царский венец. В такой царской одежде бывают изображены, например, святые Варвара, Александра, княгиня Ольга. В композиции Царь царем, иначе называемой Предста царица одесную тебе (один из типов деисуса), такое облачение имеет Богоматерь. Но на большинстве икон, написанных на этот сюжет, на ней изображен не древний византийский костюм императрицы, а одежды русских цариц XVII века. Такие же русские придворные (княжеские, царские и боярские) наряды конца XVIIвека встречаются во многих живописных произведениях второй половины XVII — начала XVIII века. Напримёр, различные наряды и головные женские и мужские уборы можно видеть на иконе «Богоматерь живоносный источник», написанной в начале XVIII века известным русским художником Кириллом Улановым (ил. 30). Особенно разнообразны женские головные уборы — от белых платов до городчатых венцов. Верхние наряды похожи на византийские далматики из парчовых тканей с богато украшенными оплечьями и передниками. Наряду с царскими одеждами византийского типа можно встретить и русские боярские шубы, кафтаны простолюдинов и разнообразные женские наряды (ил. 30, 31).


30. Личное письмо с плавями и притинками. Одежды с золотопробельным письмом (твореное Золото). Ранняя «фряжская манера». Деталь иконы Кирилла Уланова «Богоматерь живоносный источник». Рубеж XVII—XVIII вв. МиАР

31. Полихромная орнаментальная роспись одежд, головных уборов и предметов по листовому золочению цветными лаками. Деталь той же иконы

Монахи (их принято называть «преподобными») — в рясах, мантиях, схимах, клобуках и так далее. У женских монашествующих персонажей на голове изображается апостольник (накидка), закрывающий волосы и плечи. Поверх апостольников может быть изображён клобук. Облачения в разных монастырях имели свои особенности.

В описании каждого персонажа прежде всего указывается его имя. Если надпись с именем утрачена, то отмечается место святого в иерархии: святитель— один из санов священнослужителей, преподобный или преподобная (то есть монах или монахиня), мученик или мученица (отличительный их признак — небольшой крест в руке, иногда — алые одежды как символ пролитой за Христа крови), воины изображены в доспехах и с вооружением 2.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ

В описании изображений икон с тематическими многофигурными композициями сначала определяется сюжет. Указывается цвет фона и полей (обрамления) . Фон может быть гладким (без изображения неба, пейзажа), цветным или золоченым, цвет позёма обычно зеленый, реже коричневый (ил. 4). В иконах, созданных вплоть до XVII века, независимо от того, где происходит событие, внутри помещения или снаружи его, интерьер в нашем современном понятии не изображался. Место действия, происходящего вне помещения, всегда обозначали символом пейзажа —горками (ил. 8). Если же изображалось действие, развертывавшееся в интерьере, внутри палат, то его представляли на иконе как бы происходящим перед ними, при этом сами палаты непременно изображались в качестве фона. В XVII веке в русской иконописи появляется более определенное обозначение интерьера: теперь фигуры главных персонажей помещали в своеобразную широкую нишу с крышей (иногда подобную каменнымворотам), с внутренней стеной и оконными проемами. Таким образом действие происходит в здании, как бы лишенном передней стены.


4. Восполнение в начале XX в. утрат живописи на иконе XV в. «Чудо Георгия о змие». ГТГ (см. описание на с. 8)


8. Праздники иконостаса новгородского Софийского собора — «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход во Иерусалим», «Распятие». 1341 г. НГМ

Иконная живопись, несмотря на требуемую от нее условность, в используемых при изображении зданий архитектурных формах отражала порой :черты стиля времени создания произведения. Например, лаконичные формы церквей на фонах иконных клейм XIV— XVI веков в целом отражали свойственные русскому каменному зодчеству этого времени лаконизм и выразительность архитектурного образа. Стиль нарышкинского барокко в русской архитектуре второй половины XVII века, отличающийся богатством форм и орнаментальных деталей, соответственно отразился и в живописи этой эпохи.

Для облегчения составления описаний сложных композиций удобно пользоваться схемами, которые каждый художник-реставратор может составить сам.

Вот несколько примеров:

Преображение (ил. 8). Положение и поза Христа в центре. Цвет и характер прорисовки складок гиматия и хитона. Жест правой руки, наличие свитка в левой. Форма и цвет мандорлы, направление лучей ее звезды. Пророки Моисей и Илья; их позы, жесты, атрибуты, цвет одежд. Апостолы Иаков, Иоанн, Петр;

их местоположение, позы, цвета гиматиев и хитонов. Характер пробелов, особенности и цвет санкиря и охрений. Цвет и трактовка волос. Цвет фона и горок, рисунок последних, характер горных уступов — «лещадок». Тексты надписей.

Воскрешение Лазаря (ил. 8). Христос с апостолами, жесты рук Христа, цвета одежд, моделировка складок и пробелов. Припадающие к ногам Христа «жены» (т. е. женщины), их позы, цвета и трактовка одежд. Лазарь в пеленах, цвет саркофага, положение крышки, позы могильщиков, их одежды. Толпа народа (позы, одежды). Характер санкиря и охрений. Цвета фона, горок и позёма. Особенности «лещадок». Тексты надписей.

Вход в Иерусалим (ил. 8). Христос на осляти и следующая за ним группа апостолов. Толпа жителей Иерусалима. Дети, стелящие ковры и одежды. Дерево (на нем могут быть изображены дети, срывающие ветви). Город Иерусалим, его башни, стены, строения. Горка. Позём, фон. Тексты надписей.

Распятие (ил. 8). В центре композиции — крест с распятым Христом, под крестом горка — символ Голгофы. По сторонам фигуры предстоящих Богоматери, Иоанна, Лонгина Сотника, святых «жен». Иерусалимская стена. Позём, фон. Тексты надписей.

_______________

1Обычно в каталогах и реставрационных документах при описании одежд Богоматери упоминается хитон. Это исторически сложившаяся ошибка, пошедшая в современную терминологию. В хитон, имеющий широкий рукав, обычно одет Христос (в данном случае младенец). Богоматерь одета в тунику с узким обшлагом.

2В качестве справочников можно использовать следующие научные каталоги: Каталог древнерусской живописи XI— нач. XVIIIвв.: В 2 т./ГТГ; Авт.-сост. В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. М., 1963; Смирнова Э. С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII— начало XV века. М., 1976; Смирнова Э. С, Лаурина В.К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982; Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV—XVI века. М., 1979.

Первоисточник: 
Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986
 
 

Система Orphus Если вы приметили ошибку, то выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)