ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Специфической областью реставрации текстильных изделий является реставрация экспонатов из бисера, причинами разрушения которых являются те же окислительные процессы, подробно изложенные в начале работы.

Поэтому рецептура и методика реставрации изделий из бисера аналогичны реставрации прочих текстильных изделий, но с применением особых приемов.(* В практической разработке метода реставрации бисера принимала участие ст. реставратор Гос. Эрмитажа В. А. Дудина.)

Для удобства описания реставрационных процессов все бисерные вещи распределим на две основные группы: плоские и объемные.

К первым мы отнесем: панно, бювары, ленты, закладки и т. п., ко вторым — шкатулки, чернильницы, подстаканники, кошельки, сумки, чубуки и др. Кроме того, в первой группе вещи могут быть непрозрачные, как панно, и прозрачные, например транспаранты. Учитывая вышеприведенную классификацию бисерных предметов, перейдем к описанию рабочих реставрационных приемов. Укажем еще на то, что изложенная ниже методика реставрации бисерных вещей является результатом многолетней экспериментальной и практической работы и потому проверена временем.

Методы и приемы работы изложены на конкретных примерах.

Интересным реставрационным объектом явилось большое бисерное панно XVIIIв. русской работы, изображающее помещичью усадьбу (2,2x2,5 = 5,5 кв. м). Панно ко времени поступления в реставрацию (1948 г.) пришло в очень ветхое состояние. Во многих местах бисер осыпался и утратился, из-за большого веса бисера текстильная основа обветшала и вытянулась, вследствие чего панно обвисло и, образовав складку, опустилось за пределы нижнего края деревянной рамы.

Реставрация панно была осуществлена следующим образом. После тщательной очистки бисера от грязи промывкой водно-спиртовым раствором панно наклеили (дублировали) на новую основу.

Для этого кусок тюля соответствующей величины был настлан на пропарафиненный реставрационный стол, равномерно растянут во все стороны, для избежания образования складок и приклейкой по краям на столе зафиксирован, затем еще такой же кусок тюля наложили поверх, но так чтобы нити основы верхнего куска оказались расположенными перпендикулярно нитям нижнего.(* Нити основы расположены параллельно кромки тюля.) Тщательно расправив верхний тюль на него широкой кистью обильно нанесли жидкий клейстер. После сушки оба слоя оказались прочно склеенными и зафиксированными на реставрационном столе. На эту двойную тюлевую основу разложили панно левой стороной вниз и расправили во все стороны. Приклейку провели в два приема. Перегнув панно пополам, на тюль и на половину левой стороны панно нанесли густой клейстер, а затем загнутую половину панно снова уложили на тюль.

Вторую половину панно обработали также.

Затем панно покрыли чистым тюлем и через него раскатали во всех направлениях резиновым валиком. Этим была достигнута прочная и равномерная приклейка панно к дублировочному тюлю.

На этом дублировка была закончена, но принимая во внимание большой вес панно, решили укрепить его еще на щите из толстой фанеры, что и осуществили при помощи густого клейстера.

Таким образом, перенос панно на новую основу, закрепленную на жесткой подкладке, создал наилучшие условия для вертикальной экспозиции его. После дублировки приступили к закреплению нитей, на которых нанизан бисер.

Для этой цели плоской кистью нити пропитали закрепителем. Эта пропитка, чередуясь с просушкой, повторялась четыре раза. Отдельные бисеренки, которые грозили выпаданием или уже выпали, но сохранились, были укреплены на месте желатиновым клеем (рис. 53).(* Желатина 15%, глицерина 5%.)


53. Бисерное панно XVIII в. После реставрации в 1947 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Другим примером может служить реставрация небольшой бисерной иконы. Сильно разрушенная икона «Благовещение», прибитая к дощечке, осыпалась. Реставрацию этой иконы произвели аналогично реставрации панно с той лишь разницей, что икону дублировали на один слой тюля, края которого приклеили к дощечке с левой стороны (рис. 54).


54. Бисерная икона „Благовещение". После реставрации в 1947 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Реставрация в обоих случаях прекратила процесс разрушения волокна, закрепила нити и перенесла бисер на новую прочную основу.

Прозрачные бисерные вещи — транспаранты еще более чувствительны по своей структуре к разрушающему действию окружающей среды. Кроме того, они во время своего бытования подвергались воздействию и световых и тепловых лучей источников искусственного света (свечей, масляных и керосиновых ламп).

Возьмем в качестве примера реставрацию транспаранта XIX в. «Кавалер с дамой». Транспарант, закрепленный в рамке, был сильно разрушен с утратой бисера в своей нижней части, с одной боковой стороны и в двух местах верха. Утрата бисера в этих местах продолжалась. Вынутый из рамки траспарант наложили на дублировочный тюль, предварительно обильно смазанный жидким клейстером. Покрыв чистым тюлем транспарант аккуратно разгладили резиновым валиком во все стороны.

После сушки транспарант сняли со стола, держа одновременно за края и транспаранта и дублировочного тюля. На столе был разложен и зафиксирован другой кусок чистого тюля и на него уложили транспарант лицевой (незаклеенной) стороной. После фиксации по краям транспаранта на левую его сторону (верхнюю) нанесли кистью жидкий клейстер.

После сушки транспарант сняли со стола вместе с подкладочным тюлем, перевернули лицевой стороной вверх, с которой легко сняли подкладочный тюль. После дублировки нити транспаранта закрепили обычным способом и после сушки он был снова вклеен в рамку. Несмотря на дублировку транспарант полностью сохранил свою прозрачность (рис. 55—58).


55. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой". Левая сторона. До реставрации. Собр. Гос. Эрмитажа.

56. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой" После реставрации в 1956 г. Правая сторона. Собр. Гос. Эрмитажа.

57. Бисерный транспарант XIX в. „Кавалер с дамой". После реставрации. Левая сторона. Собр. Гос. Эрмитажа.

58. Способ окантовки после реставрации для экспозиции и хранения. Бисерный транспарант. Собр. Гос. Эрмитажа.

Реставрация объемных вещей значительно отличается от методики реставрации плоских.

Рассмотрим специфику приемов этой работы, взяв для примера реставрацию бисерного мешочка с изображением гондолы и цветочков (рис. 59).


59. Техника реставрации бисерного мешочка XIX в. с изображением гондолы. Реставрация 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

Мешочек очень обветшал и требовал незамедлительного реставрационного вмешательства.

После очистки мешочка по нему вырезали из папки шаблон и пропарафинили со всех сторон. На этом шаблоне склеили из серого тюля дублировочную основу. После склейки сняли с шаблона, расправили и снова надели, после чего мешочек, смазанный внутри густым клейстером, надели на шаблон с тюлевым мешочком — основой. Разложив мешочек на столе его разгладили резиновым валиком со всех сторон, для обеспечения хорошей и равномерной приклейки к тюлевой основе.

После сушки, слегка освободив основу от шаблона посредством тонкой косточки, сняли с него мешочек.

Для закрепления нитей мешочек снова надели на шаблон и в дальнейшем поступили обычным образом.

Несколько иначе обстояло дело при реставрации бисерного подстаканника.

В предыдущих случаях мы применяли плоский шаблон, в настоящем случае — объемный. Для шаблона взяли подходящий по размерам химический стаканчик, докрыв его снаружи парафином. На стаканчик натянули тюль и склеили основу для подстаканника. После просушки склеенную основу сняли с шаблона и расправили. Это снимание основы с шаблона необходимо для того, чтобы после наклейки реставрируемую вещь можно было бы легче снять с шаблона вместе с новой основой.

Надев затем вновь основу на шаблон, подстаканник внутри смазали густым клейстером, и надели на шаблон, поступив в дальнейшем, так же как и в предыдущем случае.

После просушки у подстаканника закрепили нити (рис. 60).


60. Техника реставрации бисерного подстаканника XIX в. Реставрация 1956 г.

При реставрации вещей с твердой основой отпадает необходимость в шаблонах, так как шаблоном может послужить каркас самого реставрируемого предмета предварительно снятый с этого каркаса. После изготовления новой тюлевой основы ее надевают на каркас, а поверх приклеивают бисерный экспонат, предварительно закрепив нити старой основы. Примером может служить реставрация деревянной шкатулки, на которой вследствие ветхости нитей не держалась бисерная обкладка.

В качестве шаблона использовали шкатулку, на которую наклеили новую основу. После сушки на смазанную густым клейстером основу одели бисерную обкладку, тщательно пригнав ее к шкатулке.

Просушив нити бисерной обкладки, прочно державшейся на новой основе, закрепили обычным способом (рис. 61).


61. Бисерная шкатулка. После реставрации в 1956 г. Собр. Гос. Эрмитажа.

В заключении укажем на то, что закрепление можно производить и при помощи пульверизатора.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ТКАНЕЙ. ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ. СЕМЕНОВИЧ Н.Н., ГЭ, Л., 1961
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.