ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Дубильные вещества применяли при окрашивании в черные, серые, коричневые и вообще темные цвета. Для этого использовали дубовую и ольховую кору, чернильные орешки, ягоды черники и др. ; с солями железа и просто с железом получали темные окраски. В древности дубильные вещества использовали и для приготовления чернил. Все дубильные вещества обладают вянущим вкусом, с солями железа способны давать "лаки" темного цвета.

Сырая кожа легко извлекает дубильные вещества из раствора; этой же способностью, но в меньшей степени обладают волокна шелка, шерсти и даже хлопка.

Все дубильные вещества делятся на две большие группы, дающие с солят железа сине-черное и зеленовато-черное окрашивания. Дубители, дающие зеленовато-черное окрашивание, более распространены. Они употребляются для дубления кожи, но мало пригодны как протрава. Дубильные вещества, дающие сине-черное окрашивание, являются производными галловой кислоты. Они не пригодны для дубления кож, ко имеют большое значение в качестве протраву.

К дубильным веществам этого типа относится танин, который по составу является ангидридом галловой (или дигалловой) кислоты.

Танин могло получать обработкой дубильных веществ смесью води, спирта и эфира и последующим выпариванием полученного раствора в вакуумных аппаратах. При хранении растворов танина необходимо добавлять 0, 25% крепкого спиртового раствора карболовой кислоты для подавления ферментного разложения.

Шелк быстро и легко поглощает особенно из горячих растворов значительное количество танина (до 15% массы ткани). Хлопок также может поглощать танин в больших количествах, но он не закрепляется на волокне и снова переходит в раствор при промывке водой. Для закрепления танина на хлопке пользуются дополнительными протравами, обычно солями сурьмы, алюминия, железа. Эти протрави, соединяясь с танином, также соединяются с красителем с образованием цветных лаков, обладающих повышенной прочностью.

Танинсодержащие препараты

Чернильные орешки - наросты на листьях дуба, являющиеся продуктом жизнедеятельности насекомых (содержание танина 40-65%).

Китайские орешки - то же самое (содержание танина до 75%); в Россию стали ввозиться в XVIII веке.

Сумак или шмак - листья и стебли растения, культивируемого на юге Европы и в Турции (содержание танина до 10-17%); встречается также на Кавказе и в Крыму.

Бабла - плоды африканской акации (содержание танина до 16%).

Кнопперсы - недозревшие желуди дуба (содержание танина 25-45%); собирали в Венгрии.

Валлонеа - чашечки желудя дуба (содержание танина 25-45%); собирали на юге Европы, в Сирии, Налой Азии, Греции.

Кащу - сок тропических мимоз и пальм; содержит дубильные кислоты катехин и катеху.

Каштановый экстракт — сгущенный сок водного настоя конского каштана, содержит дубильную кислоту, дающую с солями железа зелeно-черное окрашивание; часто применялся для окрашивания шелка в черный цвет.

Список литературы

1. Коган И. М. Химия красителей. - M. , I956.

2. Добрынин И. А. Естественные органические красящие вещества. - Л. , 1929.

3. Ротмунд В. А. Современный красильщик по тканям и пряже: Полное руководство окрашивания бумажных, шелковых, шерстяных и смешанных материй и пряжи. - M. , 1903.

4. Киплик Д. И. Техника живописи. - М. ; Л. , 1950.

5. Шапошников В. Г. Общая технология волокнистых и красящих веществ: Введение к специальному изучению химической технологии отбельного, красильного и печатного производств. - Киев, 1912.

6. Фармаковский М. В. Акварель, ее техника, реставрация и конеерва-ция. - Л. , 1950.

7. Ногид И. Л. Естественные органические красители, применявшиеся в России для окраски тканей // Сообщения ВЦНИЛКР: Приложение IV. -М. , 1969. - С. 111-128.

8. Лукьянов П. М. История химических промыслов и химической промышленности в России до конца XIX в. : Т. 4. - М. , 1955.

9. Голиков В. П. Природные органические красители музейных текстильных изделий // Сер. : Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей: Вып. I / ГБЛ, "Информ-культура". - М. , 1981.

10. Елкина А. К. Крашение дублировочных материалов естественными органическими и кубовыми красителями // Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация: Вып. 6 (36) /ВНИИР. -М. , 1980. - С. 95-111.

11. Петерc Р. Х. Текстильная химия: (Физическая химия крашения). - в 2-х частях. - М. , 1989.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ТКАНЕЙ. КРАШЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. Методические рекомендации. ВХНРЦ - М., 1990
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)