ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Мастиковка швов склейки имеет своей целью устранение таких дефектов, как утраты частиц керамического материала, глазури или керамического черепка, по кромкам разлома: такого рода повреждения не дают возможности получить тонкий клеевой шов. Кроме того, незначительные сколы и пустоты, соседствующие со швом, при совмещении фрагментов не всегда удается заполнить клеем полностью. К мастиковке прибегают и с целью маскировки швов, образующихся при неизбежных неточностях склейки, которые иногда возникают при остаточных деформациях в разбитых изделиях или в связи с наращиванием объема их поверхности при многофрагментной склейке. После нанесения маетиковочных масс и последующей абразивной обработки возможно «скрадывание» дефектов склейки на утолщенных или неровных клеевых швах.


32. Крышка для миски. Фарфор, надглизурная роспись. Утраты и сколы керамического материала вдоль швов

33. Крышка для миски. Мастиковка швов

Материалы и инструменты

1. Мастиковочные массы.

Для мастиковки небольших сколов и трещин составляют мастиковочные массы на основе тех клеев, которые употребляли в процессе склеивания изделий, добавляя в них сухие наполнители в количестве большем, чем при приготовлении клеевых составов. Необходимое условие при этом — сохранение клеящей способности и пластичности полученных масс.

Для мастиковки углубленных сколов и пустот составляют безусадочные мастиковочные массы: гипсополимер на основе гипсовой массы с добавлением ПВА-д 20%-й концентрации при растворении гипса водой (см. также разд. 13 и Приложение 1) — для пористых керамических изделий; мастиковочные массы на основе цианакрилатного клея (Циакрин-ЭО) — для керамических изделий с плотным черепком. Сухие наполнители для масс, составляемых с применением циакринового клея, — стеклянные микросферы, тальк, мраморная пыль.

Для мастиковки тонким слоем неглубоких сколов или с целью выравнивания шва поверх цианакрилатных масс составляют кремнийорганические мастиковочные массы на основе смол (МСН-7 или КО-921). Сухие наполнители для таких масс — сухие белила, пастельные мелки.

2. Мастихин, шпатель, скальпель — для перемешивания и нанесения мастиковочных масс.

3. Надфили, шлифовальные шкурки, бормашина — для абразивной обработки.

Метод работы

В процессе мастиковки небольших сколов и трещин с целью улучшения адгезивных свойств мастиковочных масс на обрабатываемую поверхность, если это необходимо, предварительно наносят тонкий слой того клея, на основе которого приготовлена масса.

Следует учитывать, что большинство клеевых составов склонны к усадке при испарении растворителей (особенно это характерно для термопластичных клеев), и мастиковочные массы поэтому целесообразно наносить на поврежденные участки там, где толщина слоя мастиковки может быть минимальной.

После высыхания массы ее необходимо нанести повторно — нарастить слой.

При заделке углубленных сколов и пустот используют безусадочные массы на основе цианакрилатных клеев. Они отличаются механической прочностью и хорошей адгезией.

Кремнийорганические массы позволяют проводить мастиковку лишь тонким слоем. Их ценное преимущество — высокая светостойкость и устойчивость к воздействию окружающей среды. Это позволяет тонировать массу при составлении, то есть подобрать цветовую гамму сухих наполнителей.

При необходимости имитации глазурного покрытия на поверхность мастиковки наносят реставрационный лак — кремнийорганическую смолу МСН-7 в растворе (см. также разд. 14).

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)