ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Глиняный товар — керамические изделия, изготовленные, как правило, из низкообжиговых глин. Для получения качественной продукции в керамическую массу иногда вводят отощающие материалы: кварц, шамот. Цвет черепка от желтого и светло-красного до ярко- и темно-красного. Фактура черепка грубозернистая. Температура обжига 300 — 950°С. Водопоглощение 8 — 13%. Изделия формуют лепкой от руки, вытягиванием на гончарном круге; пластическим способом в гипсовых формах с шаблоном. Изделия декорированы глазурями, ангобом, сграффито, методами обварки(1, томления и лощения(2, росписью, скульптурными деталями. В музеях России гончарный товар представлен археологическими предметами, этнографическими бытовыми коллекциями, изделиями народных промыслов.

Терракота (итал. terra cotta, от terra — земля, глина и cotta — обожженная, жженая) — керамические, чаще всего неглазурованные, изделия с цветным пористым черепком. Керамическая масса из естественно окрашенных тугоплавких глин без добавления плавней. Цвет черепка от светлокремового до красно-коричневого и черного. Фактура черепка от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 8-10%. Изделия формуют, как правило, пластическим методом в гипсовых формах. Изделия декорированы ангобом, лощением, росписью, тисненым рельефом. В музеях России терракота представлена коллекциями античной керамики, рельефными орнаментальными архитектурными изразцами, сюжетными рельефами, продукцией петербургского завода Гинтера.

Майолика (итал. maiolica, от названия острова Майорка, или Мальорка, через который ввозились в Италию изделия испаномавританской майолики) — керамические изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые глухой оловянной глазурью. Керамическая масса из легкоплавких глин в чистом виде или с добавлением отощающих и флюсующих добавок (кварцевый мел и известняк). Цвет черепка от светло-кремового до красного. Фактура черепка крупнозернистая. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 10—12%. Изделия формуют на гончарном круге или пластическим способом в форме с шаблоном. Изделия декорированы оловянной глазурью, скрывающей цвет черепка и служащей фоном для росписи (3. В музеях России представлена итальянскими майоликами эпохи Возрождения, продукцией фабрики Гребенщикова и Гжельского промысла, расписными изразцами.

Полумайолика — керамические изделия из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые белым ангобом. Керамическая масса аналогична майолике. Цвет черепка от светло-кремового до красного. Фактура черепка аналогична майолике. Температура обжига ок. 1000°С. Водопоглощение 10 — 12%. Изделия формуют аналогично майолике. Изделия декорированы, в отличие от майолики, росписью не по сырой оловянной глазури, а по белому ангобу с покрытием прозрачной глазурью. Кроме того, к полумайолике можно отнести изделия с росписью по обожженной оловянной глазури, а также с росписью ангобами по черепку, в том и другом случае с покрытием прозрачной глазурью. В музеях России представлена восточными (персидскими и турецкими) и испано-мавританскими полумайоликами, продукцией Дельфта, Руана, Невера, Мустье и других керамических центров Европы XVII-XVIII вв.

Фаянс (франц. faience — от итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства) — изделия тонкой керамики, имеющие плотный мелкозернистый черепок, покрытые, как правило, прозрачными глазурями. Цвет черепка белый, редко — окрашенный. Керамическая масса из высокопластичных тугоплавких бело-жгущихся глин с добавлением каолина, отощителей и флюсов. Фактура черепка тонкозернистая. Температура обжига 1250— 1280°С. Водопоглощение 10—14%. Изделия формуют пластическим методом с шаблоном и литьем в формы. Изделия декорированы прозрачными глазурями, ручной подглазурной и надглазурной росписью, печатью, штампом, рельефом. В музеях России фаянс представлен белой и цветной продукцией английских фабрик Веджвуда, русских производств: Киево-Межигорской мануфактуры и фабрик — Ауэрбаха в Твери, Подскочина под Петербургом и Гарднера под Москвой.

Полуфаянс — изделия с пористым, грубым, менее прочным, чем у фаянса, черепком. Керамическая масса содержит больше глинистых материалов и меньше плавней, чем в фаянсе. Цвет черепка светло-серый и белый. Фактура черепка грубозернистая. Температура обжига 1250 — 1280°С. Водопоглощение 10—14%. Изделия формуют пластическим методом с шаблоном или литьем в формы. Изделия декорированы подглазурным кобальтом и прозрачной глазурью. В музеях России полуфаянс представлен в основном продукцией Гжельского промысла.

Каменные массы — изделия с плотным спекшимся непросвечивающим черепком. Керамическая масса из тугоплавких или огнеупорных глин с низкой температурой спекания, добавками шамота и полевых шпатов. Цвет черепка серый, желтый, красный, бурый или темно-коричневый (в зависимости от примесей в сырье). Фактура черепка мелкозернистая. Температура обжига 1200 — 1280° С. Водопоглощение не более 4%. Изделия формуют пластическим методом или литьем в формах. «Каменный товар»(4 декорирован соляными глазурями, росписью цветными эмалями, тисненым орнаментом; тонкокаменные изделия(5 (6 — накладными рельефами. В музеях России «каменный товар» представлен продукцией немецких и швейцарских керамических центров XVII —XVIII вв., тонкокаменные изделия — продукцией фабрики Веджвуда из цветных масс с накладными рельефами.

Фарфор (персидск. фегфур) по составу исходных материалов и температуре обжига делится на твердый и мягкий; последний может быть фриттовым или костяным. Фарфор любого состава, не покрытый глазурью, называется бисквитом. Керамическая масса из каолина, кварца, полевого шпата, с небольшими добавками высокопластичных глин. Цвет черепка белый. Фактура черепка оплавленная, с раковистым изломом. Водопоглощение 0,2%. Температура обжига 1300—1450°С. Изделия формуют литьем и пластическим методом с шаблоном. Твердый фарфор декорирован цветными глазурями, барботином, подглазурной и надглазурной росписью, золочением, серебрением. В музеях России твердый фарфор представлен продукцией русских, европейских, китайских, а также японских заводов(7. Мягкий фриттовый фарфор (8. Температура обжига 1230-1250°С. Изделия формуют большей частью пластическим способом в гипсовых формах с последующей обточкой. Мягкий фриттовый фарфор декорирован цветными легкоплавкими глазурями, надглазурной росписью, золочением(9. В музеях России мягкий фриттовый фарфор представлен изделиями европейских производств(10. Мягкий костяной фарфор (11. Температура обжига 1260-1280°С. Изделия формуют литьем в гипсовые формы и пластическим способом. Мягкий костяной фарфор декорирован так же, как и фриттовый. В музеях России мягкий костяной фарфор представлен изделиями английских заводов.

_________

1) Обварка — вид декоративной обработки. Раскаленное, только что вынутое из горна изделие погружают в мучную болтушку, которая, закипая и испаряясь, оставляет на его поверх поста узор в виде темных пятен со светлым ореолом.

2) Томление — это декоративная обработка изделия при обжиге в сильно коптящем пламени и медленном остывании сто без доступа кислорода. Черепок приобретает черную матовую поверхность. Лощение — это полирование по верхиости такого череп ка костью, камнем или деревом.

3) После легкого обжига изделие опускают в жидкую глазурь, затем подвяливают и выполняют роспись водяными красками. При температуре разлива глазури краски, проникая в глазурь и сплавляясь с пей, образуют единый красочно глазурный слой. Иногда этот слой покрывают прозрачной свинцовой глазурью.

4) «Каменный товар», или грубокамепныс изделия, по технологии изготовлепия близок к терракоте, по температура об жига его значительно выше. Получил широкое распространение в Западной Европе XVI — XVII вв. Основные центры производства — Зигбург, Фрехеп, Ререп, Вальдспбург.

5) Топкокаменные изделия внешне напоминают цветной фарфор. Впервые такие изделия были произведены в Китае, затем в Японии. Цвет черепка — красный или черный. В Европе впервые изделия из тонкокамешюй массы получены в начале XVIII в.

6) И. Ф.Бстгером в Саксонии, затем Дж. Веджву дом в Англии, причем английский керамист научился искусственно окрашивать массу в разные топа — голубой, синий, бирюзовый, желтый, бледно-зеленый, черный, фиолетовый и розовый. Такие цветные тонкокаменные изделия, укра шейные белым просвечивающим рельефом, называются «жаснер» (от англ. jasper —яшма).

7) Основные центры производства в Европе — Мейсен (1710), Берлин (1751), Копенгаген (1752), Вена (1717-1863), Мариенберг (1758), Севр (XIX-XX вв.); в России — Саикт Петербург (1744) и многие другие.

8) Эта разновидность фарфора, иначе называемая французской, или севрской, занимает как бы промежуточное место между керамическим материалом и стеклом: глинистые материалы в свободном виде не входят в ее шихту. При обжиге масса легко деформирустся. В начале XIX в. мягкий фриттовый фарфор полностью был вытеснен твердым. Визуально отличается большей, чем у твердого фарфора, толщиной стенки, специфическим «жирным» блеском, особой яркостью и чистотой красок.

9) Легкоплавкая глазурь давала возможность применять разнообразные краски, которые, растворяясь в глазури, приобретали особы й блеск и яркость.

10) Кроме Севрской мануфактуры, мягкий фриттовый фарфор производили Каподимонтс в Неаполе и целый ряд небольших фабрик Франции.

11) Эта разновидность фарфора, иначе называемая английской, ближе по качеству к твердой; в состав шихты входит каолин и костяная мука. В отличие от твердого фарфора, черепок отличается низкой химической стойкостью, подвержен воздействию кислот и щелочей.

Первоисточник: 
Реставрация музейной керамики. ВХНРЦ, М., 1999
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.