ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - Настенная живопись

Аватар пользователя Inform
419
points

Цитаты по реставрации монументальной живописи со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по реставрации монументальной живописи. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
274
points

Каменный век. Фрагмент панно В.М. Васнецова

Холст с живописью, наклеенный на цинковые листы, представляет собой уникальный случай в практике монументальной масляной живописи. В круглом зале Государственного Исторического музея в 1883 году по просьбе художника В. М. Васнецова поверх штукатурного слоя были смонтированы листы цинка — на них наклеены четыре холста с монументальным произведением «Каменный век». <...> Листы цинка максимально изолировали полотно от движения воздуха и влаги в кирпичной кладке стены.

186
points

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. Колесница Неемана 17 в.

Масляная живопись, будучи исполненной по пористым известковым и известково-песчанным штукатуркам, разрушается довольно интенсивно. В некоторых древних соборах и церквах, прежде чем делать новые росписи, в XVIII и XIX веках даже сбивали старые штукатурки с росписями, после чего стены вновь покрывали известковыми штукатурками и расписывали масляными красками в «древней» (палешанской) манере или во «фряжской» (итальянской).

304
points

Почтовая марка СССР, 1957 год

«... Позднее краскотеров выделили в специальное хозяйственное подразделение Академии художеств (Факторская). Через него же Академия закупала материалы для всех работ, в том числе и для живописи. В целях обеспечения страны постоянными и опытными кадрами краскотеров в 1762 году было отдано распоряжение о переводе некоторых учеников в Факторскую «за неприлежание и худые успехи...». Затертые на масляных связующих краски хранили в керамической посуде или в так называемых свиных пузырях. Традиция приготовления масляных красок в Академии художеств держалась до ликвидации Факторской в 1844 году.»

157
points

Валентин Серов. Петр I. 1907

При Петре I особенно поощрялись кустари-производители красок: в помощь им снаряжались даже специальные экспедиции по отысканию минералов для приготовления пигментов. Так, Петром I был издан указ о розыске местных ресурсов для производства отечественных красок и сокращения ввоза пигментов из-за границы. Образцы привозных красок рассылались по губерниям, и тем, кто найдет подобные, было обещано «давать деньги».

186
points

краски имеют различные названия

В XVIII и XIX веках краски имеют различные названия: иногда названия указывают на состав пигмента, иногда определяют цвет или место изготовления, а чаще всего заключают в себе всю эту информацию. Художникам-реставраторам следует знать и ранее бытовавшее, и современное название красок, не говоря уже об их химическом составе, который по образцам, взятым с произведений, определяют специалисты физико-химических лабораторий.

178
points

М. В. Ломоносова. Скульптор Ф. И. Шубин. 1792

Берлинская лазурь. Изготовление краски началось в первые десятилетия XVIII века, когда краска была открыта и синтезирована. <…> В России эту краску начали изготовлять уже во II половине XVIII века, однако ввоз ее из стран Западной Европы продолжался. В 1750 году Ломоносов «подал в канцелярию при рапорте зделанную им для живописи лазорь берлинскую, которой два сорта...». Берлинскую лазурь в России XVIII и XIX веков производили из бычьей крови, щелочи, железного купороса и квасцов.

166
points

краски имеют различные названия

Художники XIX и XX веков начали выбирать и приобретать краски по прейскурантам фирм и фабрик, в которых было перечислено то триста, то двести красок с новыми и старыми названиями. Однако по своему составу краски часто не соответствовали старым названиям, а что скрывается под новыми названиями — было, как правило, неизвестно. <...> В последней четверти XIX в. по инициативе химика-технолога А. Кейма в Мюнхене было организовано общество по проверке прочности красок и рациональному их отбору для живописи. В задачи общества входила разработка мер по защите произведений живописи от преждевременных разрушений. Из красок фирмы «Моевс» Обществом было сначала рекомендовано в качестве надежных всего 52 краски, а через десять лет — только 44.

157
points

опыты по промывке и отбеливанию воска

Для укрепления красочного слоя можно использовать воск первого сорта и воск второго сорта, который перед этим следует дополнительно несколько раз промыть в горячей воде и отбелить на солнце. Если во время промывки воска в воду добавить квасцы, то повысится его твердость и температура плавления. Известный отечественный технолог по живописи и ее материалам Д. И. Киплик в начале XX века проводил опыты по промывке и отбеливанию воска для получения так называемого пунического воска. В результате образовался твердый продукт, плавящийся лишь при 100°С.

281
point

моющие средства

Сразу же следует сделать одну оговорку, предупредив о неприемлемости составов с активными щелочными свойствами и для удаления поверхностных загрязнений. К таким составам относятся некоторые стиральные порошки и другие моющие средства, используемые в быту. Применяя их для промывки загрязненной поверхности настенной живописи, вместе с загрязнениями смывают обычно и защитный лаковый покров, и даже верхний слой живописи — особенно тогда, когда те содержат мало связующего (оксидированного масла) и в них преобладают легко разрушаемые мягкие смолы (основа лаковых разбавителей красок). А ведь именно такими смолами в качестве связующих для лессировок пользовались и продолжают пользоваться художники на завершающем этапе создания произведения. Более того, щелочи разрушают и пигменты красок, разумеется тех, которые не стойки к их воздействию.

168
points

моющие средства

У наиболее нейтральных эмульсий допустимо повышение рН на 1-2 деления: такие эмульсии не приведут к изменению химического состава (а следовательно, и к ощутимому разрушению) защитной пленки, связующего, пигментов масляных красок. Подобные средства с низкой щелочной средой принято называть нейтральными моющими средствами; таковы «Детское» мыло (оно почти не содержит свободной щелочи, как другие мыла), порошок «Лотос», эмульсия «Прогресс-М», имеющие слабо щелочные свойства. Напротив, такие порошки, как «Кристалл», «Лоск», «Био-С», обладают повышенной щелочностью, а «Био-С», кроме того, содержит биодобавки — энзимы, которые способствуют расщеплению белков, стало быть, их тем более нельзя применять, если произведение написано по клеевому или эмульсионному грунту.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.