ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Удаление солей
Сушка росписей после вымачивания
Снятие защитной заклейки с лицевой поверхности росписи
Дополнительное закрепление росписей
Выправление деформированных участков живописи
Расчистка живописной поверхности
Способы снятия загрязнения с поверхности красочного слоя
Обработка поверхности живописи в процессе расчистки


Лабораторная обработка - второй этап реставрации. Это сложный комплекс работ, который включает в себя следующее: распаковку росписей, удаление из них водорастворимых солей, снятие защитного слоя марли с лицевой стороны, дополнительное укрепление растворами ПБМА, выправление деформированных участков, расчистку красочного слоя от лессового загрязнения, окончательную мастиковку, выравнивание степени насыщенности полимером поверхности и возвращение присущей ей фактуры клеевой живописи, монтировку фрагментов на новое основание, сборку всех смонтированных частей росписи в единую композицию для экспонирования.

Распаковка

Распаковку желательно вести в отдельном помещении или в кладовой. Росписи извлекают из ящиков, укладывают на щиты, тщательно удаляют пыль, осматривают, не получены ли при перевозке повреждения. При правильной упаковке росписи поступают в лабораторию без повреждений. В запакованном состоянии в кладовой с нормальным температурно-влажностным режимом росписи могут храниться длительное время (10-20 лет), несмотря на присутствие в штукатурке солей, но после распаковки удаление солей должно быть проведено без промедления, т. к. кристаллизация солей может привести к разрушению росписей.

Удаление солей

Выше указывалось, что в штукатурке снятых росписей содержатся различные водорастворимые соли - хлориды, сульфаты, карбонаты. Наибольшую опасность представляют легко растворимые, более подвижные хлористые соли. Содержание их, превышающее сотые доли процента, является опасным для дальнейшего существования живописи. Для установления количества солей берут пробу штукатурки, в химической лаборатории определяют процентное содержание хлористых солей. Убедившись в сохранности профилактической заклейки, сделанной в поле, приступают к удалению солей способом вымачивания. Процесс вымачивания целесообразно вести на щите (размером несколько больше фрагмента росписи), покрытом двумя слоями полиэтиленовой пленки; с боковых сторон (под пленкой) фрагменты ограничивают деревянными брусками, которые образуют невысокие борта «ванны». Роспись, положенная на этот щит, лицевой стороной вверх должна быть полностью погружена в воду. «Ванну» прикрывают пленкой или щитом во избежание интенсивного испарения воды. Воду же для вымачивания заблаговременно приготавливают: в дистиллированной воде растворяют гипс до концентрации 0,2% - эта максимальная концентрация не позволяет растворяться гипсу, содержащемуся в живописном слое. В приготовленную воду добавляют антисептик (катамин АБ). Концентрация антисептика в воде 2%. Фрагмент должен находится в воде от 5 до 7 суток. По окончании вымачивания берут контрольную пробу штукатурки для количественного анализа. Наличие не более 0,04% хлора практически означает отсутствие солей, т. к. вместе с хлоридами уходят и другие водорастворимые соли.

Сушка росписей после вымачивания

После сливания воды лицевую и тыльную стороны росписи протирают мягкой сухой тканью, перевернув для этого роспись, зажатую между щитами (поэтому и следует вести вымачивание на щите, а не в ванне). Сушат роспись, уложив ее лицом вверх между двумя щитами с прокладкой с обеих сторон фильтровальной бумаги (по 10-12 слоев) и полиэтиленовой пленки. Через сутки мокрую фильтровальную бумагу заменяют сухой; если она только влажная, добавляют несколько слоев сухой, и так фрагмент оставляют на 7-8 часов. В конце рабочего дня его опять закрывают пленкой и щитом на ночь. В таком режиме сушку ведут не менее трех недель. Замедленная сушка между слоями фильтровальной бумаги в сочетании с профилактической заклейкой обеих сторон росписи предохраняет штукатурку от растрескивания.

В том случае, если роспись оказалась после транспортировки поврежденной, или же ее состояние требует дополнительного закрепления, сначала проводят все необходимые операции, а затем уже удаляют соли. Поскольку в этом случае профилактическую заклейку с лицевой стороны удаляют перед закреплением, на поверхность росписи перед, вымачиванием наносят защитную пленку 5-6% и вновь заклеивают марлей с обеих сторон ацетоновым раствором ПБМА. Вымачивание и сушку ведут описанным выше способом.

Способ удаления солей путем вымачивания, как более простой, заменил собой применявшийся ранее в Государственном Эрмитаже способ удаления солей с помощью электродиализа.

Снятие защитной заклейки с лицевой поверхности росписи

Как уже указывалось, перед снятием росписи заклеивают защитным слоем марли ацетоновым раствором ПБМА или спиртовым раствором ПВА (последний в настоящее время применяется значительно реже). Снятие марли, приклеенной ПБМА, производят с помощью паров ксилола. Фрагмент помещают на 5—7 суток в камеру, насыщенную ксилольными парами; под действием которых слой полимера перемещается с поверхности в глубину штукатурки, а марля свободно отходит от поверхности. Этот способ снятия марли очень удобен и абсолютно безопасен для красочного слоя. Если же в полевых условиях роспись была заклеена ПВА - полимером высоковязким, неспособным проникать в глубину материала, то марлю снимают компрессами из мягкой ткани, смоченными в ацетоне, метилэтилкетоне, спирте, или же в их смеси. После снятия марли необходимо как можно тщательнее убрать с поверхности росписи остатки ПВА с помощью компрессов или тампонов.

Дополнительное закрепление росписей

Уже указывалось, что дополнительное закрепление росписей производят в зависимости от состояния до или после удаления солей. После полевого закрепления полимер, в основном, сосредоточен у тыльной стороны росписи, поскольку ее пропитывали последней, дополнительное закрепление проводят с лицевой стороны ксилольным или спирто-ксилольным раствором ПБМА. Правильно проведенный режим пропитки и сушки способствует равномерному распределению полимера в толще штукатурки, удалению ее излишков с поверхности и тем самым позволяет подготовить роспись к расчистке.

Для проведения закрепления роспись укладывают на щит, покрытый 1-2 слоями оберточной, а затем папиросной бумаги. Папиросную бумагу предварительно проклеивают каким-либо водным легко смываемым клеем (например, осетровым, смягченным глицерином; декстрином, гуммиарабиком и др.). В случае прилипания такой бумаги к поверхности росписи при закреплении, ее легко отделить при небольшом увлажнении.

а) Докрепление ксилольным раствором ПБМА

Лежащий на щите фрагмент росписи помещают на выдвижной щит пропиточной камеры, насыщенной парами ксилола. Поверхность живописи покрывают 5-10 раз 15% ксилольным раствором, роспись оставляют в камере в парах ксилола до тех пор, пока поверхность не начнет подсыхать, после чего фрагмент вынимают из камеры и сушат замедленно, закрыв его проклеенной бумагой, а поверх нее более плотной. Через двое суток проклеенную бумагу снимают, и роспись оставляют высыхать под несколькими слоями папиросной бумаги или сушат на обратную сторону. Дополнительное закрепление может быть проведено и через обратную сторону в режиме, описанном выше.

После дополнительного закрепления ксилольными растворами ПБМА последующая доработка поверхности производится в процессе расчистки.

б) Докрепление спирто-ксилольным раствором ПБМА

Пропитка спирто-ксилольными растворами проводится в камере, объем которой не менее, чем в 5 раз должен превышать объем фрагмента. 5% раствор ПБМА в смеси ксилол-спирт (1:1), наносят на поверхность от 5 до 10 раз. В процессе закрепления камера постепенно насыщается спирто-ксилольными парами. По окончании пропитки фрагмент выдерживают в парах не менее двух суток. После того, как поверхность росписи начнет подсыхать, проводят открытую сушку.

Дополнительная пропитка спирто-ксилольными растворами низкой концентрации росписей, ранее закрепленных ксилольными растворами того же ПБМА, позволяет в отдельных случаях получить осветленную поверхность с матовой фактурой, т. е. состояние заключительного этапа обработки. Докрепление спирто-ксилольными растворами не всегда дает желаемый результат осветления поверхности, т. к. этот результат зависит от многих привходящих факторов. Докрепление может вестись как с лицевой, так и с обратной стороны фрагмента.

В тех случаях, когда на росписях имеются расслоения штукатурки или отставания грунта и красочного слоя, общей пропитки может быть недостаточно. В таком случае ее дополняют введением в участки расслоений ацетонового раствора ПБМА (шприцем, пипеткой). В ряде случаев расслоения и отставания красочного слоя выявляются не сразу, а в процессе расчистки, тогда расчистку ведут в сочетании с закреплением.

Выправление деформированных участков живописи

Большей частью деформированными бывают росписи, обнаруженные в завале, реже и в меньшей степени на стене. Выправление деформаций производят на разных этапах обработки, чаще после дополнительной пропитки, однако не исключено исправление и до нее, после снятия марли (т. е. только с полевым закреплением). Бывает и так, что эту операцию можно производить лишь после расчистки поверхности, когда выявится изображение. Выправление производится следующим образом: под участок росписи, намеченный к исправлению, подводят компресс из марли, смоченной в ацетоне, а сверху прикрывают полиэтиленовой пленкой. Под воздействием паров ацетона штукатурка размягчается. Затем очень осторожно пальцами, смоченными водой, (чтобы избежать прилипания) вдавливают или приподнимают деформированный участок. В некоторых случаях на выправляемый участок предварительно наносят защитную пленку ацетоновым раствором ПБМА. Повреждения росписи, требующие выправления, бывают самого разнообразного характера. Так на фрагментах, найденных в завале, продавленных кирпичами, поверхность штукатурки растянута. Размягченную штукатурку на этом участке сжимают и в расправленном виде укладывают по рисунку на место, иногда встречаются сползшие слои штукатурки, лежащие один на другом. В этом случае по линии наплыва делают прорези между слоями, разъединяют наползшие части, в затем соединяют их по рисунку и уровню поверхности. Вариантов деформации может быть очень много, соответственно приходится подбирать и приемы их исправления.

Расчистка живописной поверхности

Расчистка - самый сложный и трудоемкий процесс лабораторной обработки росписей. Он включает в себя не только удаление лессовых наслоений с поверхности красочного слоя, но и выявление всех сохранившихся остатков цвета и рисунка, в также восстановление тональности, присущей клеевой живописи. Цель расчистки - максимально возможное восстановление качеств живописи и выявление ее содержания.

Способы снятия загрязнения с поверхности красочного слоя

Техническая сложность расчистки заключается в том, что загрязнение закреплено вместе с красочный слоем. Поэтому, прежде чем приступить к снятию расслоений, с поверхности удаляют излишки полимера. Это может быть выполнено путем замедленной сушки после дополнительного закрепления или воздействием паров ксилола.

При снятии лессового загрязнения применяют различные приемы. Работу большей частью ведут под контролем бинокулярного микроскопа в пределах каждого цвета отдельно, так как особенности того или иного пигмента требуют различного подхода к расчистке.

Основной прием - удаление различных типов загрязнения - натеков налепов, остатков штукатурных наслоений - путем раскрепления (размягчения) их ацетоном, метилэтилкетоном или их смесями. На участок в 1-2 кв. см кистью наносят растворитель, и затем снимают скальпелем размягченную часть расслоения. Удаление наслоений ведут постепенно, послойно, неоднократно возвращаясь к каждому участку. Особенно сложна расчистка деформированного живописного слоя, рельеф которого в виде бугорков, складок, неровностей, заполнен лессовым загрязнением. Чтобы выявить цвет на этих участках, необходимо извлечь лесс из углублений, не повредив красочный слой на выступах, Работу обязательно ведут под микроскопом колонковой кисточкой и острым маленьким глазным скальпелем. В случае нарушения связи красочного слоя с грунтом или при рыхлом грунте удаление загрязнения сочетают с закреплением низко концентрированными растворами ПБМА в различных растворителях. Все расслоения, обнаруженные во время расчистки, сразу же подклеивают 2-5% ацетоновым раствором ПБМА. С живописного слоя удовлетворительной сохранности, относительно ровного, мелкое загрязнение можно удалить путем очень осторожного смывания кистью с помощью метилэтилкетона или 1-2% ацетонового раствора ПБМА.

Следующий прием - удаление загрязнения с увлажнением - можно использовать для расчистки красочного слоя росписей, прошедших дополнительное закрепление растворами ПБМА в смеси ксилол-спирт, с полученным результатом высветления или предварительно обработанных кратковременными компрессами смеси растворителей МЭК-спирт, МЭК-спирт-вода, уайтспирит-ацетон. После такой обработки лессовое загрязнение можно отделить скальпелем при легком увлажнении поверхности водой, спиртом или их смесью отжатыми тампонами. Увлажнение несколько ослабляет загрязнение и вместе с тем дает возможность лучше просматривать расчищаемый участок. После расчистки поверхность имеет белесоватый вид из-за взрыхленных частиц лесса, оставшихся на красочном слое. При насыщении небольшим количеством полимера эти частицы становятся прозрачными, и белесоватость исчезает. Прием «полусухой» расчистки всегда требует доработки поверхности растворителями или растворами ПБМА низкой концентрации.

Для расчистки ровной поверхности росписи с рыхлым лессовым налетом можно использовать компрессы из смесей уайт-спирит-ацетон ли метилэтилкетон-спирт. Компрессы с этими смесями оказывают двойное действие - снимая загрязнение, они высветляют поверхность росписи Метилэтилкетон или ацетона используют для удаления загрязнения и излишка полимера.

Прежде, чем применить компресс, необходимо очень тщательно провести на неответственных участках пробы для выбора лучшего варианта из растворителей или их смесей, а также для установления длительности наложения компресса. Убедившись, что при избранном варианте не происходит отлипа краски, а лишь снимается загрязнение можно очень осторожно по участкам приступить к расчистке. Компрессы применяют следующим образом: на намеченный участок, размером не более 10x20 см2 накладывают хорошо расправленную марлю, сложенную в 5-6 слоев, ее обильно смачивают (поливают) растворителем так, чтобы он не растекся за пределы компресса и прикрывают на установленное время стеклом. Снимают компресс очень осторожно и быстро, до полного высыхания никаких дальнейших действий на этом участке не производят.

Различный характер загрязнения и состояния красочного слоя диктует применение того или иного приема расчистки. Часто, на одном фрагменте, сочетают различные приемы удаления загрязнении.

Обработка поверхности живописи в процессе расчистки

Сочетание расчистки с последующим или одновременным воздействием растворителями или растворами ПБМА малой концентрации позволяет решать задачу выявления живописи слабой сохранности с сильно стертым красочным слоем. Освобожденные от лессового загрязнения слабо видимые остатки цвета и рисунка, почти стертые изображения удается выявить с помощью выборочного допитывания растворами ПБМА, введением связующего в таком количестве, чтобы сделать видимыми эти остатки цвета и рисунка, для этой цели используют низко концентрированные растворы ПБМА в ксилоле, смеси спирта с ксилолом (2-2,5%) или в ацетоне (2%). Кистью, слабо смоченной в растворе (почти полусухой), несколько раз покрывают нужный участок. Такое нанесение раствора позволяет мягко насыщать поверхность полимером и, тем самым, усиливать цвет поврежденного красочного слоя. Выявление цвета можно провести и только растворителем, нанося его с таким расчетом, чтобы подтянуть к поверхности из толщи штукатурки необходимое количество полимера. Чаще всего для этой цели используют ацетон.

Наряду с выявлением слабо сохранившихся участков живописи, большое место занимает обработка тех частей росписи, где полимер остался еще в значительном количестве (больше чем необходимо для укрепления) и где поверхность темная. Для обработки таких участков используют целый ряд средств.

Как уже говорилось выше, воздействие смесями растворителей, подобранных с учетом различной растворяющей способности по отношению к ПБМА и различной скорости испарения, увеличивает цвето-рассеивающие свойства красочного слоя и тем самым высветляет поверхность живописи. Для этих целей используют компрессы из смеси метилэтилкетон-спирт-вода (3:1:1), уайтспирит-ацетон (1:1), метилэтил-кетон—спирт (1:1). Эти смеси можно использовать не только в компрессе, но и наносить на поверхность обильно кистью и получать также высветляющий эффект.

Особые трудности составляет обработка участка живописи, написанной ультрамарином. Закрепление всех крупнозернистых пигментов, лежащих на пористой основе, всегда требует введения большего количества полимера, что приводит к тональным изменениям живописи.

Особенно резко сказывается это явление на участках росписи, где ультрамарин лежит на черной подкладке или в смеси с черной краской, В результате введения связующего, слой ультрамарина становится более прозрачным и черный цвет начинает преобладать, вызывая общее потемнение данного участка живописи. Такое же действие оказывает и темный цвет лессовой штукатурной основы. Для восстановления первоначального оттенка синего цвета используют воздействие на закрепленную поверхность компрессов из растворителей, оказывающих только по-верхностное действие: метилэтилкетон-спирт-вода, реже уайт-спирит-ацетон, метилэтилкетон-спирт и дополнительное укрепление обработанных участков 5% раствором ПБМА в смеси спирт-ксилол или 5% раствором в смеси МЭК-спирт. Но это дополнительное укрепление должно быть заключительной стадией обработки.

В ходе окончательной обработки поверхности живописи, особенно при плохой ее сохранности, большое значение имеет цвет и фактура заполнения утрат. Обычно утраты штукатурки заполняют мастикой из отмытого от солей лесса, замешанного на различных растворах полимера. Для получения более темного тона мастики используют ацетоновые растворы ПБМА с добавлением ксилола, для светлого - растворы ПБМА в смеси метилэтилкетон-спирт или спиртовые растворы ПВБ. Мастиковки выбоин, сделанные на ПБМА, могут быть утемнены или высветлены указанным выше способом с помощью растворов ПБМА, растворителей или их смесей.

При обработке следует обращать внимание на повреждения, не требующие мастиковки, например, на обнажившуюся при утрате красочного слоя штукатурку. Чтобы такие повреждения не мешали целостному восприятию живописи, их следует сделать, насколько возможно, менее заметными путем их высветления или утемнения (в зависимости от окружения).

При окончательной обработке живописной поверхности, т. е. насыщении и выявлении слабо сохранившихся участков или высветления сильно насыщенных полимером, следует помнить об общем строе живописи не только отдельного фрагмента, но и всех входящих в данную композицию.

Все указанные приемы обработки в сочетании с опытом реставратора дают возможность довести до экспозиционного состояния значительно поврежденную роспись. В результате проведенных этапов лабораторной обработки фрагменты живописи, закрепленные, расчищенные, с замастикованными с лицевой и тыльной стороны трещинами, и заклеенной марлей тыльной стороной, готовы к монтировке на новую основу.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.