ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Удаление завала
Состояние раскрытых росписей
Полевая расчистка росписей
Закрепление росписей на стенах помещений
Подготовка росписей к снятию
Снятие росписей со стен
Обработка после снятия
Извлечение из завалов упавших росписей
Упаковка снятых росписей


Полевые работы состоят из следующих разделов: освобождение от завала, раскрытие и расчистка (предварительная) росписей, закрепление их на стене и сушка, подготовка к снятию и снятие живописи со стен, обработка тыльной стороны, упаковка для транспортировки. Как показала практика раскопок, стены зданий, сложенных из сырцовых кирпичей, или пахсовых блоков, сохраняются на значительную высоту, иногда до 4-5 м, в то время как росписи стен, за редким исключением, сохраняются лишь на нижних частях. Уже в начале раскрытия незначительные остатки красочного слоя или грунта в верхних частях стен могут свидетельствовать о том, что ниже имеется живопись. Учитывая это, археологи, раскапывая помещение, оставляют около стен завал примерно полуметровой толщины, углубляя раскоп до 1,5-2 м. Выборочным удалением участков завала определяют наличие росписей и, по возможности, их границы. Затем раскопки продолжают, сообразуясь с высотой и размерами сохранившейся росписи. У стен оставляют удобные для работы реставраторов площадки, которые понижают по мере обработки и снятия росписей. Такое ведение раскопок позволяет открывать и снимать росписи частями (ярусами) в возможно короткие сроки, что необходимо при засоленности почвы и кладки стен и интенсивном подтягивании солей к поверхности.

Удаление завала

Завал, заполняющий помещение, состоит из обломков разрушенных стен, перекрытий и массы нанесенного засыпавшего их лесса. Завал может быть различной плотности - от рыхлого до очень крепкого, прочно сцементированного при проникновении влаги. Для удаления оставленного около стен завала используют следующие инструменты: кирку, тешу (местный инструмент, типа односторонней кирки без заостренного конца), ножи, скальпели, кисти. Рыхлый завал легко поддается удалению, плотный приходится разбивать. Отдельные кирпичи и упавшие части пахсовых блоков сначала освобождаются от засыпки, затем вынимают, стараясь избежать давления на стену. Сначала удаляют основную толщу, оставляя у стены небольшой слой, затем снимают и его. Обычный завал при хорошей сохранности красочного слоя сравнительно легко отделяется от поверхности живописи. Значительно сложнее открывать роспись в тех случаях, если она заложена кладкой при позднейших перестройках, или же оштукатурена, а затем заложена кирпичом. Первый случай особенно труден, так как заложенную живопись находят через какое-то время на пересохших стенах. Разборка закладки требует предельной осторожности. Снимать кладку начинают сверху по рядам кирпичей. Не исключено, что на кирпичах, если они плотно прилегают и стене, может оставаться отлип красочного слоя с грунтом. Его следует закрепить, заклеить марлей на ацетоновом растворе, отделить от кирпича, а в лабораторных условиях вернуть на соответствующее место. В том случае, когда роспись сначала заштукатурена, а потом заложена, кладка не примыкает непосредственно к росписи. Пристроенную стену разбирают по частям, живопись, если возможно, очищают от штукатурного слоя, или же утоняют штукатурное покрытие и закрепляют вместе с ним, а затем уже продолжают разборку.

Состояние раскрытых росписей

Штукатурка раскрытых росписей обычно очень непрочная, грунт и красочный слой, утратившие связующее, имеют со штукатуркой минимальное сцепление. Длительное пребывание в сырости привело в ряде случаев к полному отсутствию грунта или же к его деформации, когда он из тонкой прослойки превратился в неровный, взбугренный слой, что вызвало в свою очередь разрушение красочного слоя. На таких участках загрязнение лессом значительно сильнее, т. к. частицы его прилипают к неровной, поврежденной поверхности. Причины разрушения росписей различные - умышленные повреждения изображений (особенно лиц), пожары, обрушение зданий, атмосферные факторы. Значительное разрушающее действие оказывала влага, дождевая вода размывала лессовую штукатурку, смывала красочный слой, образовывала на поверхности лессовые натеки. Тем не менее, наряду со стертой, поврежденной живописью находят росписи и вполне удовлетворительной сохранности. Выше отмечалось, что при раскрытии, когда росписи еще влажные, насыщенность цвета интенсивнее, и изображения более четкие и ясные, Затем по мере высыхания (испарения влаги) росписи становятся бледнее, подсохшие и ставшие непрозрачными частицы лессового загрязнения делают их еще бесцветнее. Такое состояние живописи значительно отличается от первоначального. Это следует иметь в виду при окончательной обработке росписей, при решении вопроса о степени насыщения связующим красочного слоя.

Полевая расчистка росписей

Расчистка поверхности живописи ведется по мере освобождения росписей от завала. Возможности полевой расчистки зависят от степени разрушения штукатурки, грунта, красочного слоя, типа и характера лессового загрязнения, сцепления с красочным слоем, от степени влажности стены.

Лессовое загрязнение может быть в виде рыхлой запорошенности; чаще - это натеки лесса, достаточно плотные, иногда - штукатурные покрытия. Расчистка их очень сложна, так как такие наслоения иногда значительно прочнее лежащего под ним красочного слоя. При относительно хорошем состоянии красочного слоя и грунта (что бывает сравнительно редко), т. е. когда плотный красочный слой лежит на ровном грунте, загрязняющий лесс удаляют сравнительно легко скальпелем и мягкой кистью. Но и при такой сохранности прочность и сцепление красочного слоя, грунта и штукатурки настолько слабы, что малейшее, неосторожное движение скальпелем приводит к повреждению. Чаще всего расчистка представляет собой комплекс приемов, в котором сочетаются удаление лесса, закрепление красочного слоя, склейка расслоений, а иногда и закрепление вместе с красочным слоем лежащего на нем загрязнения. Так при наличии различного вида расслоений (отслоения красочного слоя от грунта, красочного слоя с грунтом от штукатурки, расслоения штукатурки) подклейку их приходится вести одновременно с удалением завала, не расчищая живопись т. к. расслаивающиеся участки по мере просыхания могут отпадать. Если стена очень сырая, а загрязнение прочно связано с поверхностью живописи, расчистку нельзя вести сразу; в таком случае стене дают некоторое время просохнуть, чтобы ослабить связь загрязнения с красочным слоем. Вместе с тем следует помнить, что при излишне пересохшей стене налепы лесса отделять очень трудно. Налепы удаляют в основном скальпелем, причем лезвие ставят перпендикулярно к плоскости стены, и при легком надавливании часть налепа отделяется. Если толщина этих натеков значительна их сначала утоньшают срезанием. В случае, когда связь красочного слоя с загрязнением сильнее, чем с основой, и частицы красочного слоя могут отпасть вместе с налепом, расчистку прекращают, слой загрязнения по возможности делают тоньше, а оставшийся закрепляют вместе со всей поверхностью живописи, а расчистку проводят уже в лаборатории.

Если расчистку открытого участка нельзя провести до конца за рабочий день, а стена интенсивно подсыхает, роспись следует прикрыть полиэтиленовой пленкой. Пленку снимают на следующий день очень осторожно, т. к. под ней скапливается влага.

Закрепление росписей на стенах помещений

В зависимости состояния штукатурки и живописи, степени сцепления ее со стеной, закрепление росписей на стене может быть двух типов:

1. Глубинная пропитка ксилольными растворами ПБМА, при которой штукатурку закрепляют на стене на глубину 3-3,5 мм. Такая пропитка требует длительной сушки.

2. Поверхностное, быстро высыхающее закрепление ацетоновыми растворами ПБМА, при котором закрепляется красочный слой, грунт и штукатурка на глубину 0,5-1,0 мм.

Рабочие концентрации ксилольных растворов - 15-20%, ацетоновых - 5-7%. Колебания концентраций в указанных пределах зависят от плотности (пористости) штукатурки.

Пропитку красочного слоя и штукатурки ксилольными растворами ПБМА производят нанесением раствора на поверхность широкой мягкой кистью (флейц). При первых покрытиях необходимо осторожно наносить раствор, еле касаясь кистью росписи. Следует брать на кисть такое количество раствора, чтобы он не стекал по стене, а сразу же впитывался в штукатурку. Раствор наносят горизонтальными движениями кисти, начиная сверху. Нанесение повторяют 20-25 раз, по мере впитывания раствора. При средней концентрации 17% на закрепление 1 кв. м росписи уходит 4-5 литров раствора. Закрепление следует проводить в утренние, наиболее прохладные часы.

Распыленный красочный слой можно предохранить от прикосновения кисти при пропитке ксилольными растворами ПБМА. для этого красочный слой покрывают не менее чем за два часа до закрепления фиксативом - 2% раствором поливинилбутираля (ПВБ) специальной марки в смеси вода — этиловый спирт. Фиксатив наносят пульверизатором или два раза кистью. Ксилольный раствор ПБМА беспрепятственно проходит через эту защитную пленку, которая не мешает и всей дальнейшей обработке.

Сушка росписей, закрепленных ксилольным раствором ПБМА, продолжается 5-7 суток.

Чтобы получить более равномерное распределение полимера в толще штукатурки, пропитанную живопись закрывают на первые двое суток полиэтиленовой пленкой. Пленку укрепляют на стене следующим образом: над росписью в стене прорубают горизонтальную полосу (желательно это сделать до освобождения росписи из завала), в которую вкладывают рейки с закрепленной на них пленкой. Через час после пропитки пленку опускают как можно ближе к стене, но так, чтобы она не касалась поверхности. Внизу концы пленки засыпают землей, края прибивают к стене гвоздями с прокладкой полоски из нескольких слоев бумаги. Через сутки пленку вплотную придвигают к поверхности росписи. Если перед закреплением красочный слой был покрыт фиксативом, роспись можно затянуть полиэтиленовой пленкой уже через 1-1,5 часа, прибив ее по всему периметру тем же способом. В таком положении роспись оставляет на двое-трое суток. Затем пленку убирают, и роспись сушат открытой. Оба вида закрывания должны быть сделаны тщательно, чтобы направить испарение растворителя в основном через толщу стены. Кроме того, закрытие предохраняет роспись от запыления.

Закрепление росписей следует производить не позднее чем через 3—4 суток после открытия. Если же по каким-либо причинам глубинная пропитка откладывается, необходимо сделать небольшое временное закрепление живописи 5-6% ксилольным раствором (6 покрытий) или 5— 6% ацетоновым раствором (2-3 покрытия). Это временное закрепление в дальнейшем не помешает провести полный цикл пропитки.

В тех случаях, когда сцепление штукатурки с кладкой стены нарушено, имеется угроза обрушения, или время работы ограничено, и нельзя пропитывать ксилольными растворами, требующими длительной сушки, закрепление ведут 5-6% ацетоновыми растворами ПБМА (5-6 покрытий). После 2-3 покрытий кисть следует промывать в ацетоне.

Большинство археологических памятников, открытых в Средней Азии, подвержены разрушению солевыми отложениями. Источником засоления являются грунтовые воды, содержащие растворы различных водорастворимых солей - хлоридов, сульфатов, карбонатов. Грунтовые воды поднимаются по кладкам стен раскопанных зданий.

По мере испарения воды соли накапливаются на поверхности и в слое штукатурки. Кристаллы солей разрывают поверхность штукатурки и красочного слоя, скапливаются в трещинах, местах расслоений, усиливая этот процесс. Кристаллизация солей продолжается после закрепления росписи растворами ПБМА, т. к. пропитанный слой остается паропроницаемым. Кристаллизуясь на поверхности живописи, соли покрывают его грязно-бурым налетом. Поэтому роспись следует оставлять на стене на минимальный срок, необходимый для подготовки к снятию.

Накопившиеся в штукатурке соли представляют опасность и для снятой со стены живописи, т. к. под воздействием температурно-влажностных колебаний они приходят в движение. Этот процесс может быть интенсивным или замедленным, в зависимости от климатических условий, в которых будут находиться росписи, и от количественного содержания водорастворимых солей в снятом слое, что, в конечном счете, неизбежно приведет к разрушению, если соли не будут полностью удалены.

Подготовка росписей к снятию

Для подготовки к снятию используют период сушки. Прежде всего, намечают границы фрагментов, по которым будут сделаны прорези. Необходимо, чтобы резы проходили по поврежденным и наименее ответственным частям росписи, т. е. по фону, по разделяющим композиции полосам, по утратам, Резы желательно располагать строго по вертикали и горизонтали, что в дальнейшем значительно облегчит соединение росписей для экспозиции. Лишь в тех случаях, когда имеются значительные смещения участков живописи и разрывы между ними, границы снятия намечают по этим разрывам и трещинам.

Перед тем, как приступить к разрезке росписей, их покрывают защитной пленкой ПБМА нанесением 6% ацетонового раствора (5-6 раз) Разрезают роспись по предварительной разметке скальпелем с помощью уровня, отвеса и металлической линейки. Ширина резов около 4-5 мм, глубина 7-10 мм. После того, как резы сделаны и очищены от пыли, их стенки закрепляют 5-6% ксилольным раствором, а затем 5— 6% ацетоновым раствором ПБМА (4-5 покрытий), для чего используют маленький плоский флейц. В тех случаях когда размеры фрагмента около одного и более квадратного метра, резы дополнительно обклеивают по краям узкими бинтами (3-4 см), при этом часть ширины бинта заправляют в рез, а часть оставляют на поверхности. Размеры фрагментов, на которые разделяют живопись для снятия, желательно ограничивать до 1,2 м в высоту и 1,8 м в ширину; такие габариты Удобны для снятия, перевозки и обработки.

Разметку живописи фиксируют на схеме снятия: на миллиметровке вычерчивают в масштабе 1:10 расположение кусков на стене, их форму, размеры, ориентацию стен, нумерацию фрагментов; наносят на схему все отдельно снятые куски и их расположение по отношению к основной части росписи; название и номер объекта, помещения, дату работы (год раскопок).

Следующий этап подготовки к снятию - заклейка росписей марлей. Заклейку ведут 6-10% ацетоновым раствором ПБМА. Перед началом заклейки марлю располагают, таким образом, чтобы по краям оставались свободные полосы шириной 10-25 см, с помощью которых фрагмент будет крепиться к щиту. Ткань должна быть тщательно расправлена. Раствор наносят широкой плоской кистью сверху вниз и слева направо таким образом, чтобы избежать складок. Второй слой наклеивают после высыхания первого. Таким образом, заклеивают все подлежащие снятию фрагменты.

По размерам и форме размеченных фрагментов изготавливают фанерные щиты на деревянных подрамниках (при больших размерах с крестовинами); фанера должна быть толщиной не менее 5-6 мм, бруски для подрамников - 25x50 мм. На эти щиты росписи будут снимать, на них же и обрабатывать. Щиты сложной конфигурации изготовляют по кальке, снятой с фрагмента. На щит должны быть наложены по два слоя оберточной бумаги и кальки и прикреплены к подрамнику кнопками с тыльной стороны (а не с боковой).

Снятие росписей со стен

Снятие росписей со стен - самый ответственный этап полевой обработки, безопасность которого обеспечивается всеми предыдущими операциями, в также точностью проведения самого процесса отделения живописи от стены. Применяют три способа снятия росписи со стен раскопанных зданий.

Первый способ - вырубание росписи со штукатуркой из кладки стены. Прежде всего выбирают направление и участок, с которого следует начинать снятие. Обычно это край росписи около дверного проема или около утраты. В том случае, если росписи сохранились на всех стенах полностью, выбирают наименее сохранный участок, из которого вырезают кусок, горизонтальный размер которого - около 30 см. Образовавшийся разрыв и является тем свободным от живописи участком, откуда начинают снятие всего комплекса. В вертикальный и горизонтальный резы вбивают полосы из оцинкованного кровельного железа шириной 5-6 см с отверстиями для шурупов (диам. 3-3,5 мм), сделанными с интервалом в 7-10 см. Затем к фрагменту плотно прижимают фанерный щит, свободные концы марлевой заклейки крепят к щиту кнопками. Для более надежного крепления щита к плоскости фрагмента металлические полосы, вбитые в резы, шурупами соединяют с подрамниками щита. Эти полосы ограждают соседние куски от повреждения во время снятия. Щит неподвижно укрепляют с помощью реек, для чего их одним концом упирают в щит, другим во вбитые в землю колья. У нижней и верхней кромок, ближе к углам ставят по две упорных рейки. Соседние фрагменты также прикрывают щитами, чтобы комья земли, падающие сверху при снятия не повредили их. После установки щитов, за фрагментом киркой начинают прорубать кладку стены бороздой в 25-30 см шириной. Лесс отгребают и выбрасывают на свободную сторону. По мере углубления тыльную сторону фрагмента зачищают ножом до толщины штукатурки 1-1,5 см, облегчая вес куска, и тем самым исключают возможность отрыва тяжелого толстого слоя штукатурки от защитной марлевой заклейки. Металлические полосы, вбитые в стену, четко показывают границы снимаемого фрагмента при зачистке тыльной стороны штукатурки. Когда до нижней кромки остается 25-30 см, оставшуюся часть прорезают ножом. Нож вводят между слоем штукатурки и кладкой. Убедившись, что нож по всей длине борозды упирается в горизонтальную металлическую полосу, убирают упоры, щит с росписью немного приподнимают и быстро опрокидывают в горизонтальное положение. Снятие обязательно ведут два реставратора.

Второй способ снятия - срезание росписей со стены - в практике используют чаще всего. Для работы требуются ножи длиной от 25 до 60 см и более длинные - 70-80 см, специально изготовленные из металлического полотна. Ножи должны быть из упругого металла. Этим способом можно снимать со стены фрагменты, закрепленные как ксилольным, так и ацетоновым раствором. Роспись готовят к снятию описанным выше способом, заклеивают поверхность фрагмента так, чтобы у верхней кромки оставался свободный конец шириной в 50 см, а по другим сторонам, если резы не были предварительно обклеены узкими бинтами - небольшой припуск. После высыхания заклейки припуск марли срезают до ширины в 1 см, заправляют в резы и приклеивают. При поверхностном закреплении росписи ацетоновым раствором кромки не обклеивают. Снятие росписи ведут следующим образом: разделяющие резы углубляют на всю толщину штукатурного слоя, затем в них вбивают металлические полосы, которые будут ограждать кромки соседних кусков во время снятия. Кроме того, если снимаемые росписи расположены в несколько ярусов, на полосы, вбитые в горизонтальные резы, можно ставить щит, на который снимают фрагмент. Свободный конец марли, оставленный у верхней кромки, плотно накручивают на рейку, к росписи приставляют щит, и на верхний его край плотно опирают рейку с накрепленной на нее марлей. Чаще всего щит устанавливают свободно, но при снятии фрагментов размером более одного кв. м. его неподвижно укрепляют в нижней части. Затем неглубокой бороздой намечают со всех доступных для отделения сторон рез снятия, который должен проходить по границе штукатурного слоя и кладки или по стыку слоев штукатурки. Отделение фрагмента от стены начинают короткими ножами, вводя их в проделанную борозду строго параллельно плоскости росписи, на глубину 10-15 см. Постепенно углубляясь, меняют ножи на более длинные. Как только длина ножей становится недостаточной, фрагмент очень осторожно за рейку вместе со щитом отклоняют от стены. Образовавшаяся щель позволяет вводить ножи дальше в глубину. С этого момента следует особенно пристально следить за фрагментом, т. к. снятие подходит к концу; и как только кусок отделиться от стены, его следует сразу перевести со щитом в горизонтальное положение.

Если снятие можно вести только с одной стороны, желательно, чтобы один из размеров фрагмента был не более 70 см, что обеспечит безопасность и простоту снятия.

Третий способ- срезание росписи со стены без сохранения слоя штукатурки или с очень небольшой ее толщиной (0,5-1,0 мм). Этот способ используют, когда требуется срочное снятие. Закрепление росписи и заклейку поверхности марлей ведут 5-6% ацетоновым раствором ПБМА. Размеры могут быть любые, ограниченные лишь возможностью транспортировки. Свободный конец марли крепится к рейке как при втором способе. К фрагменту приставляют гибкий фанерный щит, который в нижней части плотно прижимают к стене и неподвижно фиксируют. Рейку с закрепленной на ней марлей перекидывают через верхний край щита, что придает гибкой фанере жесткость в горизонтальном направлении. Роспись срезают тонким слоем, по мере срезания щит вместе с отделенной от стены живописью отгибают. Работу ведут три реставратора: один срезает роспись, двое других по его команде с двух сторон отгибают щит. На гибкий щит удобно вести снятие больших фрагментов (1,5-2 и более кв. м).

Обработка после снятия

Тыльные стороны фрагментов росписи, снятых со стен со штукатуркой сразу же зачищают до толщины 5-7 мм; такая толщина определяется глубиной проникновения ксилольного раствора ПБМА при двухсторонней пропитке. Кроме того, сохранение толщины штукатурного слоя облегчает возможность перемещения полимера с поверхности в глубину при дальнейшей обработке. Если, по каким-либо причинам, нельзя сделать зачистку тыльной стороны сразу, то необходимо предохранить штукатурку от высыхания, накрыв ее полиэтиленовой пленкой, т. к. пересохшую штукатурку трудно выравнивать и утонять. После зачистки тыльной стороны, трещины и наиболее тонкие места дополняют мастикой (лесс, замешанный на ацетоновом растворе ПБМА). После просушки и мастиковки, фрагменты закрепляют 15% ксилольным раствором ПБМА - 15-ти кратным нанесением кистью. При плохом проникновении раствора, фрагменты можно прикрыть на некоторое время полиэтиленовой пленкой. После 5-7 суточного просыхания тыльные стороны также заклеивают слоями марли 5-10% ацетоновым раствором ПБМА. Росписи, закрепленные на стене ацетоновым раствором ПБМА, после снятия очищают с тыльной стороны от рыхлого слоя штукатурки до толщины 1-1,5 мм и закрепляют 6% ацетоновым раствором (6 покрытий). Чаще всего, роспись, закрепленную таким образом, не заклеивают с тыльной стороны марлей. В лаборатории недостающая толщина штукатурки будет дополнена новой штукатуркой из обессоленного лесса, замешанного на ацетоновом растворе ПБМА.

Извлечение из завалов упавших росписей

Значительным разделом полевых реставрационных работ является извлечение из завалов росписей, обрушившихся и засыпанных обломками стен и перекрытий.

Разборка завала усложняется, если он затронут более поздними постройками, а лежащие в нем фрагменты перемещены. Разборку завала проводят по методике, принятой для археологических раскопок, когда вся площадь делится на квадраты, в данном случае ориентированные по стенам помещения и пронумерованные. Извлеченные из земли фрагменты или группы фрагментов получают шифр квадрата, в котором они найдены, с указанием слоя. Если в завале обнаружены большие фрагменты, составляющие композицию, их расположение фиксируют аналогично схеме снятия со стен с точными замерами расположения относительно стен. Фрагменты росписи могут лежать в различных положениях, вверх и вниз лицом, часто продавленные кирпичами, деформированные, или прилегающие лицевыми сторонами друг к другу. Их расчищают, закрепляют 5-6% ацетоновым раствором, заклеивают марлей на этом же растворе и вынимают слой за слоем. При работе в завале используют только ацетоновые растворы, поскольку они быстро сохнут и, следовательно, позволяют вести работу почти безостановочно. В тех случаях, когда крупные фрагменты живописи лежат лицевой стороной вниз, их расчистка особенно сложна, так как завал и штукатурка почти однородные. В этом случае ориентиром служит белый грунт росписи, который в срезе как ниточка, указывает границу штукатурного слоя. Такую роспись зачищают до грунта или до чистого слоя штукатурки и с тыльной же стороны закрепляют 5-6% ацетоновым раствором ПБМА (от 3 до 6 покрытий). Это дает лишь поверхностное закрепление и почти исключает приклеивание росписи к нижележащему завалу. Затем фрагмент после просушки заклеивают марлей на этом же растворе, оставляя свободными полосы по краям. После высыхания один из концов марли крепят на рейку, роспись подрезают со всех сторон, поднимают за рейку, переворачивают и укладывают на заранее подготовленный щит лицом вверх. С лицевой стороны счищают толстые комки прилипшей земли, и, если возможно, не закрепляя живопись с лица, упаковывают и транспортируют в лабораторию. Здесь проводят детальную расчистку, а затем уже закрепление.

В помещениях, пострадавших от пожара, обрушившаяся штукатурка обычно разбита на мелкие куски. При сильном обжиге штукатурка может приобрести значительную прочность, а при небольшом - она еще более хрупка и ослаблена. Фрагменты обожженной штукатурки перед извлечением из завала также закрепляют ацетоновыми растворами. Мелкие фрагменты, вынутые из земли без закрепления, держа пинцетом, опускают в сосуд с 5-6% ацетоновым раствором на 1-2 минуты, затем вынимают и просушивают. Все фрагменты росписей, извлеченные из завала, раскладывают по квадратам в свободном помещении или на специально оборудованной площадке. Если позволяет время, их просматривают и, по возможности, подбирают по рисунку. Для предохранения от ветра и пыли куски следует закрывать полиэтиленовой пленкой.

Следует помнить о необходимости отбора образцов штукатурки с росписью из завалов и, если возможно, со стены, для анализов, проб и изучения.

Упаковка снятых росписей

После снятия со стен фрагменты росписей, заклеенные с лицевой и тыльной сторон, лежат на своих щитах. Для транспортировки к месту лабораторной обработки требуется основательная упаковка, которая позволит перевозить росписи в вертикальном положении.

Для крупных фрагментов (более 1-1,2 кв. м) делается индивидуальная упаковка. Для этого по форме и размерам щита, на котором лежит роспись, изготавливают фанерные крышки с боковинами из таких же реек, как для щитов (сеч. 25x50 мм). При изготовлении подрамника для щита рейки соединяют плашмя, т. е. фанеру прибивают к широкой стороне (50 мм) при изготовлении крышки фанеру прибивают на ребро рейки (25 мм), роспись, лежащую на щите, покрывают 3—4 слоями оберточной бумаги, а затем на щит надевают крышку. Всю конструкции переворачивают и проверяют, плотно ли легла в крышку роспись. Стенки крышки (рейки) шурупами скрепляют с подрамником щита. Таким образом, пласт снятой росписи оказывается плотно зажатым между щитом и крышкой, и роспись можно безопасно транспортировать. На упаковке с двух сторон четко надписывают шифр, данные фрагмента (номер по схеме снятия, номер помещения, название или номер объекта, место раскопок, год).

Менее крупные фрагменты упаковывают в общие ящики. Ящики изготавливают, учитывая количество и размеры фрагментов, которые будут в них уложены. Внутри каждый ящик выстилают оберточной бумагой с таким расчетом, чтобы ею же можно было закрыть сверху заполненный ящик. На дно насыпают слой опилок, выравнивают, уплотняют, на них укладывают фрагменты росписей вниз лицом, на тыльной стороне (на марле) должен быть четко написан шифр. Первый ряд накрывают бумагой, засыпают опилками и сверху помещают следующий ряд фрагментов. Одновременно с упаковкой составляют опись в двух экземплярах. После того, как ящик заполнен, его накрывают бумагой, вкладывают экземпляр описи, закрывают крышку. На крышке ящика пишут название раскапываемого памятника и год раскопок, номер ящика. Мелкие фрагменты росписи заворачивают в папиросную бумагу, каждый кусочек отдельно, ставят шифр, затем упаковывают в общие ящики с опилками, объединяя по возможности фрагменты из одного квадрата. Упакованные тем или иным способом росписи могут быть перевезены любым видом транспорта к месту обработки и храниться до начала следующего этапа реставрации.

Документация

Всю полевую работу обязательно фиксируют в рабочих дневниках, которую ведут реставраторы. В ежедневных записях дается описание проделанной работы на своем участке. Старший группы ведет записи обо всей работе. В дневниках должно быть описание состояния открываемых росписей, зафиксированы все этапы и особенности обработки. Крупные участки утрат, больших расслоений (хотя и склеенных), должны быть указаны условным обозначением на схемах снятия. Для того, чтобы следить за последовательностью реставрационных операций на каждом объекте, старший группы в своем дневнике, кроме общих записей, фиксирует ход работы по следующей схеме:

1. Порядковый номер фрагмента.

2. Название объекта, помещения, ориентация стены.

3. Номер фрагмента по схеме снятия.

4. Дата закрепления лицевой стороны.

5. Концентрация раствора и вид растворителя, (ксилол, ацетон).

6. Даты заклейки и заклеивающий состав (ПБМА, ПВА).

7. Дата снятия.

8. Дата закрепления тыльной стороны с указанием растворителя.

9. Дата заклейки и заклеивающий состав.

10. № упаковочного ящика.

Примечание

Параллельно с дневниковыми записями должна проводиться фото фиксация росписей, желательно и их прорисовка. Если позволяет сохранность, фото фиксацию открываемых росписей начинают вести сразу же по мере расчистки. Однако бывает так, что до закрепления изображения почти не видны, В этом случае фотографирование проводят уже после закрепления и сушки. Также, только после закрепления можно вести прорисовки на основе предварительно снятой кальки, т. к. никакое прикосновение к незакрепленной росписи недопустимо. Все работы по копированию или зарисовкам следует проводить в максимально короткий срок, т. е. сократить до минимума время между закреплением и снятием, чтобы уменьшить накопление солей в поверхностном слое росписи.

В конце полевого сезона старший группы реставраторов на основании дневниковых записей и схем пишет подробный отчет, который должен содержать сведения о количестве открытых и снятых росписей, о состоянии сохранности и обо всех этапах полевой работы. К отчету прилагается схема снятия и по ящичные описи, а также материалы фото фиксации. Экземпляр отчета должен быть передан в лабораторию, которая будет проводить дальнейшую обработку росписей.

Прибывшие в музей ящики с росписями принимаются по акту, к которому прилагается полевая опись. Как только распакованный фрагмент поступает в лабораторию, он получает номер по книге движения, на него заводят реставрационный протокол, куда заносят все данные о фрагменте и о проведенной полевой обработке. После снятия марли, производят фотографирование росписи, фиксируя во всех деталях особенно сложные по состоянию и для реставрации участки. Подробное описание состояния фрагмента заносят в протокол реставрационных работ, вносят в него данные всех анализов, а затем все последующие этапы обработки с указанием подробной рецептуры.

Первоисточник: 
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК. ГЭ ЛНРМЖ, С-П., 2002
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.