ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Дефекты основы: разрывы, проколы, утраты основы, изломы и другие повреждения подобного характера - подлежат устранению в ходе реставрации. Прежде чем приступить к этим операциям, как правило, выполняют работы, указанные в предыдущих разделах. Так же как в описанных ранее процессах, выбор метода устранения дефектов целиком зависит от техники исполнения произведения графики и состояния сохранности его основы — они определяют возможность или недопустимость увлажнения.

Все операции, о которых идет речь в разд. 3.8 (и его подразделах), выполняются на специальном столе, снабженном подсветкой.

3.8.1. Печатные техники

3.8.1.1. Склейка разрывов

Произведение укладывают лицевой стороной вниз на лист оргстекла, находящийся на столе с подсветкой. Греческой губкой, ватным тампоном или с помощью пульверизатора увлажняют экспонат 5%-ным водным раствором глицерина (приготовление см. в разд. 3.1.8), раскатывают валиком в продольном и поперечном направлениях (ни в коем случае не по диагонали, так как бумага вытягивается и деформируется!). Лишнюю влагу отсасывают фильтровальной бумагой, а затем накрывают экспонат полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить быстрое высыхание. На участке, где предстоит работа, пленку отворачивают.

Если процесс склейки проводят сразу после окончания промывки, то экспонат еще находится во влажном состоянии и поэтому достаточно только удалить лишнюю влагу фильтровальной бумагой и при необходимости (если основа хрупкая, ломкая и нуждается в пластификации) пропитать 5%-ным водным раствором глицерина.

Нужно иметь в виду, что никогда не следует пропитывать экспонат раствором глицерина повторно, поскольку это может привести к задержанию влаги и затруднить просушивание!

Когда требуется повторное увлажнение, надо использовать дистиллированную воду.

Далее нужно уложить разрыв так, чтобы совпали линии рисунка и совместились участки срывов фактуры. После этого края разрыва распрямляют косточкой и слегка вытягивают.

Разрывы соединяют двумя способами - встык или наложением (внахлест). Выбор способа зависит, как уже говорилось, от качества основы и ее состояния. Если бумага ручного отлива, мягкая, эластичная, края разрывов несильно обветшали, пользуются способом наложения. Если же бумага плотная, жесткая, сильно проклеенная, с мелкорубленными волокнами и края разрывов сильно обветшали, лучше подходит способ «встык».

Склейка наложением.

Края разрыва слегка затачивают скальпелем по типу снятия фаски на 1-2 мм. Нижний край разрыва смазывают мучным клеем (выбор консистенции см. ниже). Для того чтобы клей не попал на лицевую сторону произведения, под участок склейки подкладывают тонкую твердую пленку (например, из целлулоида), которую затем убирают.

Края разрывов соединяют так, чтобы при наложении одного края на другой не образовалось выпуклости, а толщина шва не превышала толщины реставрируемого листа, т.е. излишки счищают скальпелем. Затем сверху еще раз смазывают клеем и приглаживают косточкой.

После этого разрыв с оборота укрепляют: на укрепляемый участок накладывают полоску смазанной клеем тонкой прочной бумаги (японской, равнопрочной, микалентной) и приглаживают косточкой либо прикатывают валиком.

Если основа экспоната плотная и прочная, а тонкая прочная бумага (японская и т.п.) отсутствует, можно использовать какую-либо другую бумагу, но при этом ее следует укладывать так, чтобы долевое направление ее волокон (более прочное) приходилось поперек разрыва.

Определить долевое и поперечное направления волокон в бумаге можно разными способами.

1. Из листа бумаги вырезают в продольном и поперечном направлениях две одинаковые полоски размером 1x5 см, накладывают одну на другую, зажимают с обоих концов пальцами и поворачивают одним концом на 180° так, чтобы полоска, которая была нижней, оказалась наверху. Затем пальцы разжимают. Одна из полосок прогибается больше - значит это поперечное направление волокон; другая полоска стремится к горизонтальному направлению - значит волокна расположены вдоль.

2. Бумагу увлажняют. Бумага в поперечном направлении становится заметно волнистой, а в продольном направлении эта волнистость лишь едва различима.

3. Лист бумаги разрывают в продольном и поперечном направлениях и сравнивают линии разрыва: если линия разрыва ровная - это долевое направление волокон, если извилистая — поперечное.

Используя бумагу для подклеивания разрывов, нельзя нарезать полоски ножницами - их нужно отрывать. После приклеивания края наложенной бумаги необходимо зачистить скальпелем, чтобы при последующем прессовании они не отпечатались на лицевой стороне.

Склейка встык.

Края разрыва только разрыхляют скальпелем. Промежуток между краями заполняют бумажной массой, которую готовят из волокон, счищенных с других разрывов этого же экспоната, либо из волокон подходящей бумаги, смешивая их с клеем. Если этого недостаточно, вставляют кусочек подходящей бумаги, выбрав один из приведенных ниже способов.

1. Края разрыва подготавливают так же, как при способе «наложения». На нижний край по всей длине разрыва приклеивают полоску подобранной бумаги, кончик которой на 1-2 мм выводят на лицевую сторону. С оборота на эту полоску накладывают верхний край разрыва. Остальные операции - как описано выше: смазать клеем, счистить излишки толщины, укрепить.

После отпрессовки край бумаги, выведенный на лицевую сторону, зачищают острым скальпелем, как бы сводя на нет.

2. Вставляют кусочек подходящей бумаги по принципу восполнения утраченного фрагмента основы. В этом случае подготавливают оба края разрыва. Остальные операции выполняют так же, как описано в разд. 3.8.1.2.

Подклейка проколов, отверстий от насекомых.

Такие отверстия заполняют массой из волокон бумаги с клеем. Чаще всего это волокна, снятые скальпелем с прилегающего участка. Обычно этот участок перед снятием волокон тщательно разглаживают косточкой, смазывают клеем, затем счищают немного волокон, укладывают их в отверстие, приглаживают косточкой, чтобы не образовалось выпуклости, и подклеивают с оборота тонкой прочной бумагой.

Подклейка изломов и складок.

Изломы и складки разглаживают с оборота косточкой, промазывают клеем и в некоторых случаях подклеивают тонкой бумагой.

Подклейка углов.

Углы экспоната также желательно подклеить тонкой бумагой, поскольку они подвержены обветшанию в первую очередь.

Склейка разрывов на руинированных произведениях.

1. На оргстекло прикатывают валиком полиэтиленовую пленку, на нее укладывают лицевой стороной вниз фрагменты экспоната, обильно увлажняют, совмещают (включив подсветку) по рисунку и разрывам, отбирают лишнюю влагу и далее выполняют склейку, как описано выше.

2. На оргстекло так же прикатывают пленку, и на нее укладывают экспонат, но только лицевой стороной вверх. Увлажняют, все детали совмещают, затем прикрывают другой пленкой и все вместе переворачивают, так чтобы изображение оказалось внизу. Верхнюю пленку снимают и далее производят склейку, как обычно.

Особенность обоих вариантов заключается в том, что используется полиэтиленовая пленка-подложка, которую по окончании работы переворачивают вместе с находящимся на ней экспонатом. Таким образом, не происходит никакого смещения фрагментов.

После того как произведение перевернуто лицевой стороной вверх, проверяют правильность склейки разрывов, восполнения утрат основы, совпадения линий рисунка.

Снова переворачивают экспонат и наносят с оборота желатиновую проклейку (см. разд. 3.1.2). Затем произведение помещают в пресс.

В тех случаях, когда экспонат сильно разрушен и предстоит дублирование, вопрос о подклейке разрывов решается особо. Если все процессы (т.е. подклейку разрывов и дублирование) можно выполнить за один день, основа экспоната тонкая, а бумага для дублирования плотная, то подклеивать заранее специально разрывы и восполненные утраты не имеет смысла. Но если основа экспоната толстая, плотная, а дублировочный лист, напротив, тонкий, рекомендуется предварительно подклеить все разрывы с оборота.

Иная ситуация, когда работа с экспонатом продолжается несколько дней. Тогда обязательно производят подклейку разрывов и восполненных утрат. Отдельные фрагменты отпрессовывают. Затем фрагменты склеивают между собой и, если нужно, произведение дублируют.

Выбор консистенции мучного клея.

Необходимая консистенция клея зависит в основном от толщины бумаги и степени ее проклеенности. Для плотных и сильнопроклеенных бумаг нужен более густой клей, и предпочтение здесь следует отдать наиболее часто употребимому - 12%-ному мучному клею (приготовление см. в разд. 3.1.1). Если же бумага рыхлая, впитывает клей как губка, нужно использовать разбавленный клей.

Для смазывания бумаги, подклеиваемой с целью укрепления места разрыва, клей обычно немного разбавляют. В общем можно сказать, что края разрыва лучше смазывать густым клеем, бумагу — немного разбавленным, а изломы - еще более разбавленным. Все это, однако, весьма относительно и зависит от качества бумаги экспоната. Так, например, если для тонкой слабопроклеенной бумаги взять густой клей, то участки склейки будут деформировать весь лист, поскольку станут жесткими и грубыми.

При приготовлении клея в любом случае его сначала размягчают и тщательно размешивают кисточкой, и только потом разводят дистиллированной водой и снова размешивают.

3.8.1.2. Восполнение утраченных фрагментов основы

Прежде чем приступить к восполнению утрат, необходимо подобрать подходящую бумагу. Она должна быть близка к авторской по фактуре, качеству, толщине и цвету. Сравнивают и подбирают бумагу в сухом состоянии.

На подобранной бумаге нужно пометить лицевую сторону и направление по вертикали, чтобы обеспечить в дальнейшем полное совпадение фактуры подобранной и авторской бумаг (поскольку после увлажнения фактура не видна и может случиться, что оборот окажется на лицевой стороне экспоната).

Напомним, что нельзя пользоваться бумагой, содержащей древесную массу (даже если эта бумага кажется вполне подходящей), в тех случаях, когда основа экспоната представляет собой бумагу хорошего качества: в процессе последующей жизни экспоната эти два вида бумаги будут вести себя по-разному, причем бумага с добавкой древесной массы будет гораздо быстрее желтеть в ходе естественного старения.

Если бумага не подходит по цвету, ее желательно заранее тонировать, особенно когда приходится восполнять утраты на ответственных участках или когда имеют дело с произведением, выполненным на тонированной бумаге.

Тонировать можно двумя способами: либо погружением в ванночку с раствором акварели, либо нанесением акварели нужного тона при помощи флейца, кисти или валика через микалентную бумагу. В последнем случае бумагу лучше заранее увлажнить, тогда краска ложится равномернее. Надо также помнить, что лучше тонировать не в полную силу, а немного светлее, чтобы восполненные фрагменты не оказались темнее авторской живописи.

Дальнейшие процессы восполнения утраты основы производят следующим образом. На участок с утраченным фрагментом основы накладывают кусок подобранной бумаги размером больше утраты. При включенной подсветке стола хорошо просматриваются контуры утраты, которые нужно обрисовать косточкой на положенном сверху куске бумаги. Затем бумагу снимают с экспоната, лишнюю часть срезают скальпелем и получают как бы «выкройку» утраты. Далее край утраты на экспонате и край восполняемого фрагмента с лицевой стороны затачивают скалпелем по типу снятия фаски, как бы стачивают на нет. Ширина фаски зависит от толщины основы и дублировочного листа, выбранного для последующей дублировки, и колеблется от 3 до 8 миллиметров (в случае картона). Оба подготовленных края смазывают клеем, соединяют между собой, приглаживают косточкой, снимают лишнюю толщину и укрепляют шов так же, как при склейке разрывов.

Когда нужно восполнить утраты основы на тонких бумагах, край бумаги для восполнения лучше не затачивать (иногда это просто и невозможно). В таких случаях затачивают (если возможно) и смазывают клеем край утраты основы, на него накладывают бумагу, подобранную для восполнения, и снимают скальпелем лишнюю толщину с оборота. Далее поступают, как описано выше.

Хорошие результаты этот способ дает и во всех других случаях, кроме особо толстых бумаг и картона.

3.8.2. Рисунки, акварели

До сих пор мы говорили о печатных техниках. Для других техник процессы остаются в принципе такими же, но строго выбирается способ увлажнения экспоната. В отличие от обработки произведений, выполненных в печатной технике, экспонат не прикатывают к стеклу, а помещают на фильтровальную, микалентную или другую бумагу (рис.15, 16).


РИС. 15 Укладка разрыва при подклейке

РИС. 16 Соединение разрыва при подклейке

Не всегда допустимо применение 5%-ного водного раствора глицерина. Часто все процессы приходится проводить при местном увлажнении (полусухом!) обрабатываемого в данный момент участка, и лишь перед тем, как поместить экспонат в пресс, его увлажняют с оборота тампоном полусухим способом. Иногда целесообразно ограничиться местным прессом. Тогда разрывы поочередно склеивают и отпрессовывают на столе (кусочек сукна с обеих сторон, пресс).

Необходимость подклейки разрывов с оборота во многом зависит от того, будет ли проведено дублирование экспоната, а если будет, то достаточна ли прочность дублировочного листа. Если рисунок или акварель написаны на плотной жесткой бумаге или картоне и нет надобности в дублировании основы, то разрывы подклеивают с оборота двумя слоями бумаги. При этом нижний слой делают более узким, а верхний - более широким. Так же выполняют подклейку гравюр на аналогичных основах.

В некоторых ситуациях нежелательно даже небольшое увлажнение. Тогда все процессы, предшествующие смазыванию клеем, проводят в сухом состоянии и, когда все готово, нужные участки смазывают тонким слоем клея и подклеивают бумагой. В подобных случаях лучше пользоваться густым (12%-ным) клеем, так как он содержит меньше влаги, желательно, чтобы клей был подогрет до комнатной температуры и тщательно размешан.

Лишнюю влагу тут же отбирают фильтровальной бумагой, экспонат немедленно помещают в пресс или отпрессовывают отдельные участки. Нанесение желатиновой проклейки.

Перед тем как положить экспонат в пресс, надо нанести 0,5%-ный водный раствор желатины - так называемую желатиновую проклейку (приготовление см. в разд. 3.1.2). Экспонат кладут лицевой стороной вниз на оргстекло или на увлажненную фильтровальную либо микалентную бумагу. Лучше наносить проклейку из распылителя (так получается более равномерное и тонкое напыление), но можно воспользоваться и валиком. Для этого небольшое количество раствора желатины комнатной температуры наливают на оргстекло, пропитывают раствором валик и прокатывают валиком экспонат в продольном и поперечном направлениях. Экспонат немного подсушивают (до волглого состояния, но так, чтобы уже не началась деформация) и помещают в пресс.

Если экспонат предстоит дублировать, то проклейку не наносят, поскольку мучной клей, применяемый при дублировании, содержит в себе добавку желатины.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)