ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Для отбелки различного рода пожелтений и загрязнений на бумаге применяют водные растворы хлорамина различной концентрации (1-7%) или раствор хлорамина в сочетании с раствором трилона Б (0,5-5%).

Отбелке хлорамином можно подвергать экспонаты только тогда, когда бумага не содержит древесной массы. В противном случае, как уже отмечалось, происходит необратимое изменение цвета бумаги: она буреет или приобретает зеленоватый лимонный оттенок.

К отбелке приступают после обработки пятен. Способ нанесения отбеливающих растворов и их концентрацию подбирают исходя из состояния сохранности основы, техники исполнения произведения, наличия подписей, штампов и т.п. Все это должно быть предусмотрено заданием на реставрацию.

Целесообразно начинать отбелку с низкой концентрации отбеливателя, увеличивая ее по мере надобности.

3.7.1. Отбелка черно-белых гравюр печатных техник после ванн с трилоном

Непосредственно после промывки, проведенной в ванне с трилоном (см. разд. 3.5.1), экспонат помещают оборотной стороной вверх на фильтровальную бумагу, лежащую на оргстекле.

Оборот листа обильно смачивают раствором хлорамина выбранной концентрации, нанося его тампоном на деревянной или стеклянной палочке. Через 1-2 минуты процесс повторяют и переворачивают экспонат лицевой стороной вверх.

Поскольку бумага, будучи в мокром состоянии, становится слабой и легко подвержена разрывам, все операции по переворачиванию гравюр нужно производить на листе фильтровальной бумаги, полиэтиленовой пленке или специальной сетке.

Помещать экспонат в ванну и вынимать из нее следует на такой же подложке.

На поля с лицевой стороны хлорамин наносят следующим образом: сначала на боковые и нижнее поля, через некоторое время реактив смывают и поворачивают экспонат или стекло так, чтобы верхнее поле оказалось внизу, и также обрабатывают его хлорамином.

Одновременно с отбелкой продолжается удаление загрязнений, поэтому тампон по мере накапливания в нем этих загрязнений заменяют новым.

Через некоторое время смывают реактив с полей лицевой стороны и с оборота водой из шланга. При такой промывке смывается грязь и продукты деструкции компонентов бумаги, образующиеся в процессе ее старения.

Все операции повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат.

Если бумага плохо поддается отбелке, рекомендуется, промыть произведение в ванне с проточной водой в течение 10-15 минут (рис. 13) и просушить на фильтровальной бумаге. И если результат недостаточно удовлетворительный, на следующий день отбелку повторяют.


РИС.12 Химическая обработка на наклонном стекле

РИС. 13 Промывка в проточной воде

Когда отбелку считают законченной, экспонат окончательно промывают и проверяют иодкрахмальной бумагой на отсутствие свободного хлора (см. разд. 3.1.5).

3.7.2. Отбелка гравюр, имеющих надписи и штампы, цветных гравюр, рисунков карандашом, тушью и т.п.

В этом случае экспонат либо вынимают из ванны с водой после промывки от загрязнений, либо увлажняют водой, а затем наносят раствор хлорамина на оборот и поля с лицевой стороны в последовательности, указанной в предыдущем разделе.

Если позволяют техника и состояние сохранности экспоната, то одновременно с хлорамином тампонируют и растворами трилона Б - это ускоряет процесс отбелки и сокращает время промывки. Все остальное выполняется так же, как при отбелке черно-белых гравюр.

3.7.3. Отбелка акварелей и рисунков полусухим способом

Отбелку акварелей и рисунков производят так называемым полусухим способом. Это значит, что тампон увлажняют раствором хлорамина и затем отжимают на фильтровальной бумаге. Отжатым тампоном обрабатывают оборот и свободные от рисунка участки с лицевой стороны.


РИС.14.Химическая обработка рисунков через микалентную бумагу

Хлорамин рекомендуется брать сначала 0,5-1%-ный, затем концентрацию можно увеличить.

Отбелку проводят постепенно, чередуя ее с промывкой дистиллированной водой и отсасыванием лишней влаги фильтровальной бумагой, причем эти три операции повторяют многократно, иногда в течение многих дней подряд.

В некоторых случаях обрабатывают и сам рисунок, но при этом его прикрывают микалентной бумагой и через нее тампонируют раствором хлорамина (рис.14). Можно тампонировать попеременно растворами хлорамина и трилона Б, если, конечно, позволяет техника.

Участки, где имеются подписи, надписи, штампы, которые нужно сохранить, при обработке тщательно обходят.

В процессе отбелки продолжают работу по выведению пятен, если есть такая необходимость. Для этих участков берут растворы хлорамина и трилона большоп концентрации (хлорамин 7%, трилон 3-5%), для пятен красителей применяют сочетания хлорамина (7%) и уксусной кислоты (0,5-1%).

Иногда отбеливают только пятна, так как вся основа не требует отбелки. Независимо от того, отбеливают ли весь лист целиком или отдельные его участки, всегда надо стремиться к тому, чтобы вернуть бумаге ее естественный тон, сохранить свежесть печати, красок, рисунка.

Если экспонат находится в руинированном состоянии, отбелку можно производить так же, как и промывку от желтизны (см. разд. 3.5.5), только фильтровальную бумагу пропитывают раствором хлорамина. Промывку проводят так же. Вода должна только пропитывать фильтровальную бумагу, но не покрывать экспонат! Сливают воду, которая собирается на дне ванны (или кюветы), и наливают новую.

После отбелки переходят к окончательной общей промывке: в проточной воде, в ванне с дистиллированной водой, тампонами на фильтровальной бумаге, - или к локальной промывке тех участков, которые обрабатывались. Если промывка недопустима, ее заменяют выветриванием.

Качество промывки контролируют реакцией с иодкрахмальной бумагой. В том случае, когда промывка после отбелки хлорамином происходит в ванне, поступают следующим образом. На полоску иодкрахмальной бумаги наносят одну из последних капель промывной воды, стекающей с уголка вынутого из ванны листа. Положительная реакция - посинение иодкрахмальной бумаги - указывает на необходимость дальнейшей промывки.

Для проверки качества промывки после применения кислоты или щелочи используют универсальный индикатор. Процедура проверки та же.

Если экспонат был обработан раствором хлорамина в полусухом состоянии, а промывка также полусухим способом не обеспечила полного удаления остатков отбеливателя, рекомендуется дополнительное выветривание. Экспонат прикрепляют зажимами к веревке или оставляют открытым на столе.

Периодически проверяют иодкрахмальной бумагой качество промывки. Только после того как проверка покажет отсутствие свободного хлора, переходят к дальнейшим реставрационным процессам.

В случаях, когда отбелка и промывка производились в полусухом состоянии, качество промывки контролируют таким образом. Полоской иодкрахмальной бумаги прикасаются либо к тампону, которым промывали экспонат, либо к фильтровальной бумаге, с помощью которой отсасывали лишнюю влагу.

Следует помнить, что индикаторная бумага не должна касаться самого экспоната, иначе она может окрасить его и внести новые примеси!

Так же поступают и при проверке качества промывки универсальным индикатором.

В любом случае, даже при минимальном использовании химиката на маленьких участках бумаги, заключительная промывка требует обязательного контроля индикатором - контроля за полным удалением отбеливателя из бумаги.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)