ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Пожелтение бумаги - следствие химического разрушения (деструкции) молекул целлюлозы и канифольной проклейки при их старении. В зависимости от качества бумаги цвет ее может со временем измениться — от белого до светло-желтого и даже темно-коричневого. Избавиться от продуктов деструкции бумаги, улучшить эстетический вид экспоната, восстановить в некоторых случаях естественную белизну бумаги, повысить ее прочность удается водной промывкой. В результате водной промывки удаляются также водорастворимые загрязнения различного характера, частично устраняется кислотность.

Прежде чем приступить к промывке, следует проверить красочный слой на устойчивость к воде и реактивам, т.е. определить, можно ли проводить на реставрируемом произведении те или иные процессы. Для этого на неответственных участках в нескольких местах прикасаются к печатному или красочному слою тампоном, смоченным водой или раствором, и смотрят, окрасился ли тампон. Можно использовать для этой цели сложенную в несколько слоев фильтровальную бумагу. При необходимости красочный слой закрепляют. Иногда, при стойкости красок и сильном загрязнении, закрепление красочного слоя рекомендуется производить после промывки (в противном случае вместе с красочным слоем могут закрепиться и частицы загрязнений).

Если на экспонате имеются затеки (рис.5, 6), нужно нарушить поверхность границы затека с оборота острым скальпелем. Граница затека как бы концентрирует в себе размытые продукты деструкции, проклейку и наполнитель, поэтому ее целесообразно размягчить, чтобы облегчить проникновение воды и вымывание этих веществ.


РИС. 5. Затеки, деформация основы, разрывы. Неизвестный художник Лубок. "Хищные волки, напавшие на проезжающих" Переславль-3алесский историко-художественный музей.

РИС. 6. Затеки, деформация основы, разрывы. Акватинта.

После этого, уже в зависимости от техники исполнения экспоната, состояния печатного или красочного слоя, наличия надписей, подписей и штампов, а также состояния основы, выбирают способ промывки от желтизны и загрязнений.

Способов промывки существует много, но всегда дистиллированная вода предпочтительнее воды водопроводной, так как последняя содержит нежелательные примеси. Водопроводную воду рекомендуется фильтровать. Для этого на кран делается насадка из ваты и марли, которая по мере загрязнения заменяется чистой.

3.5.1. Промывка произведений, выполненных в печатной технике

Промывка в ванне с водой. Экспонат погружают в ванну с водой (с температурой 20-35°С). По мере загрязнения воду сливают и заменяют чистой. Когда вода перестает окрашиваться, промывку прекращают.

Волокна бумаги в воде очень ослабляются и легко могут быть повреждены, поэтому промывку лучше производить на сетке-подложке или полиэтиленовой пленке, с помощью которых экспонат вынимают из ванны.

Промывка в ванне с трилоном. Этот способ применяют при сильном загрязнении черно-белых гравюр. Концентрация раствора трилона Б - от 0,5 до 1,5%, в зависимости от степени пожелтения и загрязнения (соотношение компонентов для приготовления растворов см. в табл. 2). Трилон Б (натриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты) позволяет устранить кислотность бумаги, облегчает процесс отбелки бумаги хлорамином (см. разд. 3.7), связывая посторонние ионы, мешающие протеканию этого процесса, и сокращая тем самым его продолжительность.

Если после промывки в растворе трилона Б не предстоит отбелка, экспонат нужно промыть в ванне с дистиллированной водой в течение 15-20 минут.

Промывка в ванне с аммиаком. Когда бумага экспоната содержит древесную массу, применяют ванну с аммиаком. Концентрация раствора 0,5% (количества компонентов - концентрированного аммиака и воды, необходимые для приготовления 0,5%-ного раствора, приведены в табл. 2). Промывка в растворе аммиака обеспечивает нейтрализацию кислотных бумаг и повышает тем самым стойкость к старению.

После ванны с аммиаком экспонат промывают в дистиллированной воде в течение 10-15 минут.

Промывка в ванне с глицерином. Если основа экспоната очень хрупкая, рекомендуется поместить его в ванну с раствором глицерина. Концентрация раствора - от 2 до 5% - зависит от степени хрупкости бумаги (приготовление раствора глицерина см. в разд. 3.1.8). Обычно после таких ванн следует процесс склейки разрывов, дублирования или прессования, но иногда ванны с глицерином используют только для того, чтобы удалить желтизну, и за ними идут процессы отбелки и т.д.

Необходимо иметь в виду, что ванны с глицерином применяются редко и только для хрупких бумаг машинного отлива, поскольку по методике реставрации таких бумаг перед подклейкой разрывов должна предусматриваться пластификация глицерином, что и достигается одновременно с отмывкой экспоната от желтизны в ванне с этим веществом.

Надо также помнить, что глицерин обладает способностью удерживать влагу, поэтому если экспонат высушен после обработки раствором глицерина, то повторное увлажнение производят водой (без добавки глицерина).

3.5.2. Промывка рисунков, выполненных карандашом или углем, и акварелей

При реставрации рисунков, выполненных карандашом, можно применить все описанные выше способы промывки произведений, выполненных в печатной технике, кроме ванн с глицерином, так как он может ослабить карандаш.

Промывка в ванне на поверхности воды. В ванну размером больше экспоната наливают дистиллированную воду (рис.7). На поверхность воды оборотной стороной осторожно опускают экспонат, как показано на рис. 8 (рекомендуется предварительно слегка увлажнить оборот с помощью тампона, чтобы лист ложился на воду равномерно).


РИС. 7 Кювета с дистиллированной водой

РИС. 8 Промывка на поверхности воды

Необходимо все время следить, чтобы вода не затекала на лицевую сторону. Такая промывка может производиться в несколько приемов и чередоваться с выниманием экспоната и просушиванием на фильтровальной бумаге - это позволяет избежать чрезмерного намокания и повреждения красочного слоя.

Если ни один из указанных ранее способов неприемлем, то промывку проводят на фильтровальной бумаге на столе.

Промывка на фильтровальной бумаге.

На лист оргстекла кладут 1-2 слоя белой фильтровальной бумаги размером немного больше экспоната, смачивают ее обильно дистиллированной водой и раскатывают валиком. На эту бумагу помещают экспонат (оборот которого увлажнен), лицевой стороной вверх, накрывают сухой фильтровальной бумагой и слегка приглаживают руками.

Свободные от рисунка участки промывают влажным тампоном, который по мере загрязнения заменяют.

Фильтровальная бумага адсорбирует желтизну (точнее - продукты деструкции целлюлозы и канифольной проклейки, окрашенные в желтый цвет). Как только фильтровальная бумага приобретает желтоватый оттенок, экспонат переносят на сухую фильтровальную бумагу, накрывают листом чистой фильтровальной бумаги, чтобы отжать влагу вместе с желтоокрашенными продуктами. Такая промывка - процесс длительный, его приходится повторять многократно.

Если позволяет состояние красочного слоя, можно промывать весь лист, а не только свободные от рисунка участки. Предварительно красочный слой закрывают микалентной бумагой и тампонируют через нее. Затем так же, как описано выше, отжимают лишнюю влагу с помощью фильтровальной бумаги. В случаях, когда экспонат сильно разрушен, его переносят на сухую фильтровальную бумагу вместе с одним из листов, на котором его промывали. Если красочный слой неустойчив, при переносе на сухую фильтровальную бумагу его промокают сверху фильтровальной бумагой через микалентную, чтобы быстро отжать лишнюю влагу.

3.5.3. Промывка акварелей с лаком, гуашей, рисунков сангиной, соусом

Произведения, выполненные в этих техниках, промывают полусухим способом. В данном случае так же, как описано в разд. 3.5.2, подготавливают фильтровальную бумагу. Лишнюю влагу отжимают до такой степени, чтобы бумага была влажной, но не мокрой. На такую бумагу помещают экспонат. Свободные от рисунка участки (если они есть) тампонируют отжатым ватным тампоном.

Промывку чередуют с перенесением экспоната на лист сухой фильтровальной бумаги. При этом свободные от рисунка участки промокают небольшими листочками фильтровальной бумаги, так чтобы не прикасаться к красочному слою.

В зависимости от чувствительности красочного слоя к влаге (его неустойчивости — растекаемости, набухаемости, если имеется в виду лак), промывку повторяют в течение нескольких дней, чередуя с просушкой.

3.5.4. Промывка акварелей, фиксированных сахаром, рисунков, раскрашенных анилиновыми красителями, экспонатов, имеющих подписи чернилами, и т.п.

Такие экспонаты подвергают локальной влажной промывке. Сначала слегка увлажняют оборот. Затем произведение кладут на лист сухой фильтровальной бумаги и чуть смоченным дистиллированной водой ватным тампоном обрабатывают свободные от рисунка участки. Промывка постоянно чередуется с быстрым промоканием обрабатываемых участков сухой фильтровальной бумагой. Иногда так же обрабатывают оборот экспоната и участки, пораженные пятнами.

3.5.5. Промывка руинированных произведений

Если экспонат сильно пожелтел, основа его разрушена, но техника исполнения допускает увлажнение, то промывку производят на фильтровальной подушке в ванне. Для этой цели в кювету помещают 6-8 слоев фильтровальной бумаги размером больше экспоната, на них укладывают экспонат и наливают воду в таком количестве, чтобы нижние слои бумаги находились в воде (рис.9, 10).


РИС. 9 Подготовка "фильтровальной подушки" для промывки

РИС. 10 Укладка на "фильтровальную подушку" для промывки

По мере загрязнения воду осторожно сливают и наливают новую. При необходимости в воду можно добавить трилон, аммиак или глицерин, как это указано в разделе.

Руинированные произведения иногда можно промывать на столе на фильтровальной бумаге, при условии, что экспонат находится между двумя (верхним и нижним) листами. Такой способ целесообразен, например, если загрязнение не слишком сильное и поэтому нет необходимости использовать большие количества воды, т.е. часто сливать пожелтевшую воду. Или если желательно близко наблюдать за процессом, а техника исполнения произведения графики позволяет производить тампонирование сверху. После того как часть желтизны будет впитана тампоном, экспонат переносят на сухую фильтровальную бумагу и отжимают влагу, сверху желтизна адсорбируется верхним листом фильтровальной бумаги.

3.5.6. Удаление загрязнений с углов

Очень часто углы бывают особенно сильно загрязнены, причем такие захваты от пальцев содержат жирную грязь. Хорошие результаты дает обработка этих участков 3%-ными растворами аммиака и трилона (количества компонентов, необходимые для приготовления соответствующих растворов, приведены в табл. 2).

Растворы наносят тампонами поочередно. Через некоторое время можно слегка потереть поверхность загрязненного участка одним из тампонов, но так, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Обработанные участки следует промыть - либо локально, либо весь лист (в зависимости от чувствительности красочного слоя к действию воды).

Промывку от желтизны рекомендуется сочетать с другими реставрационными процессами, прежде всего удалением различных наклеек, дублировочного листа и клея. Это - общая рекомендация для всех рассмотренных здесь случаев.

После промывки производят отбелку и удаление пятен, процессы склейки и подклейки разрывов, дублировку, прессование, просушку.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)