ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 
Архитектура домонгольской Руси
Архитектура русских княжеств конца XIII—XV вв.
Архитектура Московской Руси (конец XV—XVII вв.)
Архитектура XVIII—XIX вв.

Архитектура домонгольской Руси

Во всех известных нам домонгольских сооружениях были применены деревянные связи. Им отводилась важная конструктивная роль. Они. не только гасили распор сводов и арок, но и создавали жесткий каркас всего сооружения. Особое значение имели связи в момент строительства и в первое время существования здания, поскольку схватывание известкового раствора происходило медленно, и кладка лишь понемногу приобретала требуемые прочность и монолитность.

Связи в сооружениях домонгольского периода выполнялись главным образом из мощных дубовых брусьев, которые соединялись врубками, а также иногда металлическими штырями. Они образовывали по осям стен и столбов замкнутый контур, частью проходя в толще кладки, частью открыто (внутристенные и так называемые «воздушные» связи). Положенные в уровне подошвы фундамента лежни образовывали как бы нижний ярус связей, следующий иногда укладывался поверх фундаментов, в основании стен. Выше связи ставились с более или менее регулярными интервалами, примерно 3—4 м. В некоторых случаях первый ярус, считая от уровня пола, клался только по периметру стен, без воздушных связей. В пределах основных арок воздушные связи в памятниках этого времени обычно проходили в зоне пяты.

Архитектура русских княжеств конца XIII—XV вв.

В постройках этого периода в основном сохраняются приемы устройства связей, свойственные более раннему времени, за исключением крепления металлическими штырями, которые выходят из употребления. Однако не всегда применение связей оказывается столь обязательным. Так, в церкви Николы на Липне связи уложены лишь между столбами, а в толще стен отсутствуют; в соборе Андроникова монастыря в Москве следов связей вовсе не обнаружено. Кроме того, связи построек XIV—XV вв. имели, как правило, меньшее сечение, чем в храмах домонгольского времени, и часто были выполнены не из дуба, а из сосны.

Архитектура Московской Руси (конец XV—XVII вв.)

В 1470-е гг. при постройке Аристотелем Фьораванти Успенского собора в Кремле впервые были применены стальные связи, которые после этого быстро вошли во всеобщее употребление. Однако использование деревянных связей продолжалось почти до самого конца XVII в., особенно в провинциальном строительстве. Нередко в одном и том же сооружении одновременно использовались и деревянные связи (главным образом внутристенные), и металлические (большей частью воздушные, для восприятия распора арок и сводов). Деревянные связи в этот период чаще всего были сосновыми как из бруса, так и из круглых бревен.

Металлические связи применялись кованые. Из-за технологии производства поверхность их неровная, а сечение довольно неравномерно, но в среднем для XV— XVII вв. — 4x8 см. Между собой при пересечении и при стыке по длине связи обычно соединялись при помощи вертикальных клиньев-анкеров, пропускаемых в проушины на конце отдельных стержней. Иногда один из стержней заканчивался крюком, который либо продевался в проушину, либо зацеплялся за проходящую перпендикулярно связь (если же она была деревянной, то пропускался сквозь нее). Под анкеры часто укладывались крупные камни для более надежного распределения усилия на кладку. Анкерные соединения почти всегда утоплены в толщу кладки, но иногда встречаются анкеры, выведенные на поверхность. Для XVI в. это достаточно редко, кроме новгородских памятников. У некоторых сооружений конца XVII в. анкеры имеют богатую декоративную обработку (Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, 1683— 1691 гг.). Чаще всего бывают заанкерены снаружи связи, поставленные не при возведении здания, а при позднейших ремонтах. Кованые связи обычно имеют заводские клейма, по которым возможна их относительно точная датировка.

Воздушные связи в арках и сводах располагались либо в уровне пяты, либо несколько выше, примерно на одной трети общей высоты, что для этого периода встречается чаще всего. В арках и в коробовых сводах связи укладывались поперек пролета, в сомкнутых сводах — обычно по две или более в обоих направлениях, иногда в нескольких уровнях. Парные связи ставились в крещатых сводах по оси несущих арок. В крестовых сводах воздушные связи чаще всего отсутствуют. Иногда встречаются связи, ориентированные по диагонали помещения. У сооружений второй половины XVII в. при большом пролете сомкнутых или лотковых сводов применялись, дополнительные связи, поставленные наискосок в углах помещения и создающие дополнительную жесткость. Кроме того, при большой протяженности воздушных связей их иногда подвешивали в одной или нескольких точках при помощи металлических штырей, заанкеренных сверху в кладке свода.

Во второй половине XVII в. применение деревянных связей становится все более редким, и к концу столетия практически переходят на использование только металлических, воздушных и внутристенных. Помимо обычных стеновых связей в это время появляются металлические стержни с раздвоенными и отогнутыми концами, специально предназначенные для армирования кирпичной кладки столбов.

Архитектура XVIII—XIX вв.

Металлические связи продолжают использоваться в каменном строительстве барокко и классицизма, особенно в культовых сооружениях, где применение сводов требовало погашения возникающего распора. Кроме того, связи были необходимы для обеспечения устойчивости портиков и колоннад; в этом случае они играли двойную роль, служа одновременно и частью конструкции архитравных перемычек.

Сечение связей в этот период уменьшается. Нередко встречаются связи из сравнительно тонкого полосового железа (1,5 см), которые могут быть составлены вплотную по две или более. Армирование кирпичной кладки столбов и пилонов становится еще более обычным явлением, чем в предшествовавший период.

В строительстве конца XVIII в. известны случаи укладки металлических связей поверх свода. В этом случае связи часто утапливались в кладку распорных стенок, а частично и в кладку самого свода (Мироваренная палата Московского Кремля, 1790-е гг.).

Первоисточник: 
Реставрация памятников архитектуры. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. М., 2000
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.