ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Этот процесс включает в себя удаление с лицевой и оборотной поверхностей экспоната посторонних наслоений - пыли, грязи, копоти, разного рода наклеек (в том числе и тех, что были сделаны во время прежних реставраций), надписей (которые были оставлены хранителями или владельцами, но не представляют какой-либо ценности и потому не требуют сохранения), поражений насекомыми.

Все эти операции проводятся последовательно в специальном проветриваемом помещении.

Обычно экспонат помещают на лист фильтровальной бумаги лицевой стороной вверх, и реставратор, оперируя одной рукой, другой придерживает лист. Печатные техники можно обрабатывать на фильтровальной бумаге и с оборота. Если же необходимо удалять загрязнения с оборота рисунков, выполненных углем, сангиной, карандашом, то вместо фильтровальной используют микалентную бумагу, чтобы избежать трения красочного слоя о шероховатую поверхность фильтровальной бумаги.

Обеспыливание производят несколькими способами:

1) Сильно поднимающуюся пыль и плесень удаляют с поверхности пылесосом, находящимся на расстоянии 10 см от закрепленного листа, насадку пылесоса обтягивают марлей.

Внимание! Обеспыливать листы, пораженные плесенью и насекомыми, нужно в марлевом респираторе. Для того чтобы не произошло распространения плесневых грибов и насекомых, работы следует проводить в вытяжном шкафу в отдельном помещении.

2) При удалении пыли ватным или ватно-марлевым тампоном реставратор одной рукой придерживает лист, а другой - осторожно, не допуская сильного нажима, от середины к краям проводит тампоном, периодически поворачивая его чистой стороной (по мере загрязнения тампон меняют). С полей лицевой стороны и с оборота пыль можно удалять флейцем.

3) Пыль осаждается не только на поверхности листа, но и в порах бумаги. Для удаления такой пыли готовят мелкую резиновую крошку из мягкой белой карандашной резинки (резинку натирают на мелкой терке). Крошку захватывают ватным тампоном и наносят легкими круговыми движениями на очищаемую поверхность от середины к краям. Остатки крошки снимают чистыми тампонами или флейцем. Наиболее загрязненные участки и карандашные надписи обрабатывают резинкой.

Таким способом обычно очищают все виды печатных техник с оборота и поля с лицевой стороны, а также и оборот произведений, выполненных в других техниках (кроме пастели), в зависимости от состояния красочного слоя (если он достаточно прочно удерживается основой).

Загрязнения на паспарту и сильно загрязненные участки на плотных и прочных бумагах можно обработать тонкой наждачной бумагой (№ 0) осторожными движениями по направлению волокон бумаги, так чтобы не нарушить ее фактуру. Распыленную таким образом грязь снимают флейцем или марлей.

Загрязнения от мух и других насекомых относятся к наиболее частым поверхностным загрязнениям. При удалении их с изображения необходимо соблюдать особую осторожность, чтобы не повредить поверхность бумаги и красочный слой. «Точечные» загрязнения снимают глазным скальпелем. Острый конец скальпеля ставят в центр «точки» и колебательными движениями его по всем направлениям от центра к краям добиваются распыления, раскрошивания корочки грязи, которую теперь можно легко убрать с листа.

Если бумага не впитывает быстро влагу, можно применить полусухую обработку. Особенно хороший результат это дает при реставрации произведений, выполненных на сильно проклеенной бумаге (ватман и т.п.) или бристольском картоне. Ватный тампон смачивают дистиллированной водой и отжимают, так чтобы после его соприкосновения с бумагой на ней не оставалось влажного пятна. Этим тампоном протирают лист небольшими участками, влагу с листа сразу же отбирают на фильтровальную бумагу. Загрязнившийся тампон заменяют.

Наклейки, этикетки, остатки монтировок, дублировочных листов, которые нет необходимости сохранять, встречаются на произведениях графики довольно часто. В этих случаях надо сначала выяснить, удалимы ли они «сухим» способом. Если под наклейкой обнаруживается толстый слой клея (обязательно проверить нейтральность клея универсальным индикатором! - см. разд. 2.3.2), то ее можно постепенно снимать скальпелем. Отделившийся участок наклейки отрывают рукой. Затем слой клея снимают либо скальпелем (если клей не размягчается водой), либо, после незначительного увлажнения, тампоном, смоченным дистиллированной водой или мучным клеем.

Если клей нейтральный и техника исполнения допускает увлажнение, то этот процесс желательно совместить с промывкой.

После проведения названных операций поверхность бумаги (листа) не содержит посторонних наслоений и готова для промывки и химической обработки.

3.2.1. Обработка произведений, реставрированных с применением силикатного клея

Если экспонат был ранее реставрирован или монтирован с использованием силикатного клея (проба с индикатором показала, что клей имеет щелочную реакцию: рН 9-12), то необходимо выбрать способ обработки поврежденных высокой щелочностью участков бумаги. Этот процесс производят после удаления поверхностных загрязнений. Способ обработки - влажный или сухой - зависит от техники исполнения произведения графики, состояния сохранности и качества основы.

Гравюры, рисунки карандашом, углем, тушью, а также поля и свободные от изображения участки произведений, выполненных в других техниках, можно обрабатывать влажным способом.

Изображения, участки надписей, подписей произведений, выполненных акварелью, сангиной и в других техниках, обрабатывают сухим способом.

Даже в том случае, если обработку предполагается проводить влажным способом, первое и основное условие — максимальное удаление клеевой пленки с поверхности бумаги сухим способом! Для этого используют острый глазной скальпель, которым постепенно утоньшают клеевую пленку. Иногда применяют наждачную бумагу. Распыленный скальпелем клей собирают (ватным тампоном), чтобы он не попал на соседние участки. От того, насколько тщательно удален клей сухим способом, зависит успех операции в целом. Часто силикатный клей глубоко входит в слой бумаги. Если бумага плотная и толстая, а клеевая пленка хорошо удаляется с тончайшим слоем фактуры, - это допустимо.

Для влажного способа применяют растворы уксусной кислоты 0,5-1% или трилона Б 1-3%. Как обычно, необходимо проверить печатный или красочный слой на поврежденном участке на устойчивость к реактивам. При этом надо учесть, что печатный или красочный слой разрушен силикатным клеем, а следовательно, должен быть менее устойчив к реактивам, чем на «здоровых» участках.

При использовании растворов уксусной кислоты или трилона Б экспонат помещают на фильтровальную бумагу лицевой стороной вниз. Тампоном, смоченным в растворе и отжатым, обрабатывают поврежденный участок. Поскольку бумага имеет многослойную структуру, обработку обычно повторяют в течение нескольких дней. Затем проверяют нейтральность среды этого участка: с высушенного участка счищают на фильтровальную бумагу несколько волоконец бумаги и делают пробу с универсальным индикатором, если величина рН больше 7, операцию повторяют. Только после того как в течение 5-ти дней установился рН = 7, можно считать, что обработка закончена, и переходить к дальнейшим реставрационным процессам. В тех случаях, когда использование водных растворов недопустимо, так как техника, в которой выполнено произведение графики, чувствительна к внесению влаги, - применяется «безводный» способ -реактив Щ-1 (разработанный в Главном архивном управлении). В состав реактива Щ-1 входят:

Этилцеллюлоза Н-100 .................................2,5 г

Толуол ...............................................................70,0 мл

Спирт этиловый 96%-ный ...........................30,0 мл

Серная кислота конц.(плотностью 1,84)..0,2 мл

Смесь должна отстояться сутки. Получают бесцветный или светло-желтый вязкий раствор с величиной рН = 2.

Этот рецепт был предложен для покрытия тонкой пленкой текстов, написанных железогалловыми чернилами, поэтому в рецептуру необходимо внести некоторые изменения, учитывающие состояние сохранности бумаги. Если бумага тонкая и сильно разрушена, на основе реактива Щ-1 готовят пастообразную массу с тальком. Если же бумага плотная и хорошей сохранности, пасту с тальком готовят на основе реактива Щ-1 без добавки этилцеллюлозы. Замешивают пасту непосредственно перед нанесением.

Экспонат подготавливают так же, как и при обработке водными растворами. Помещают в зависимости от техники, в которой выполнено произведение графики, на фильтровальную (печатные техники) или микалентную (уголь, сангина, карандаш) бумагу. На пораженный участок тонким слоем с помощью шпателя наносят пасту и закрывают стеклом на 3-5 минут. Затем пасту удаляют (остатки талька можно убрать жесткой кистью). Проверяют величину рН. Если рН бумаги больше 8, операцию повторяют. Через 5 дней вновь определяют рН. И если снова рН>8, вновь применяют пасту, до тех пор пока не будет достигнута стабильная нейтральная реакция.

Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)