ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

3.1.1. Пшеничный клей

Пшеничный клей (мучной клей) приблизительно 12%-ной концентрации, применяемый почти во всех реставрационных процессах, готовят по рецептуре:

Мука пшеничная высшего сорта 40 г

Вода дистиллированная 297 г (или мл)

Желатина (фото- или пищевая) 3 г

Глицерин 2,5 г (40 капель = 2 мл)

Спирт этиловый 96%-ный 4,5 г

Нипагин 0,645 г (1,5% к массе сухих веществ)

Оборудование. Электроплитка, фарфоровая чашка, фарфоровые или стеклянные стаканы, сито (с капроновой сеткой), деревянная или фарфоровая ложка, стеклянные палочки, эмалированная кастрюля (или водяная баня).

Внимание! Нельзя пользоваться алюминиевой посудой и ложкой!

Приготовление. Клей готовят из муки пшеничной высшего сорта на 1%-ном растворе желатины. Для приготовления раствора желатины 3 г желатины заливают 297 мл воды и оставляют на 8 ч для набухания. Набухшую желатину нагревают, помешивая стеклянной палочкой, на водяной бане до полного растворения, после чего процеживают через марлю или мелкое сито. Муку, приблизительно 50 г, прогревают в фарфоровой чашке на кипящей водяной бане в течение 1 ч при постоянном помешивании. Затем муку остужают и взвешивают 40 г. Насыпают ее в фарфоровую чашку, заливают приготовленным раствором желатины при комнатной температуре, тщательно размешивают, после чего протирают через сито в другую посуду.

Клей варят на водяной бане при непрерывном перемешивании до получения относительно прозрачной массы (10-15 мин). Затем остужают, также помешивая, чтобы на поверхности не образовалась пленка.

В остывший клей добавляют глицерин и нипагин, растворенный в спирте и процеженный через вату, все тщательно размешивают (если есть электромешалка, лучше воспользоваться ею).

Приготовленную однородную массу переливают в посуду, протертую спиртом, закрывают крышкой и хранят в холодильнике.

3.1.2. Желатиновая проклейка

Желатиновая проклейка представляет собой 0,5%-ный раствор желатины, который применяют для закрепления красочного слоя (см. разд. 3.3), а также для восполнения проклейки бумаги после химической обработки (см. разд. 3.8.2). Готовят желатиновую проклейку по рецептуре:

Желатина 0,5 г

Вода дистиллированная 99,5 мл

Приготовление. 0,5 г желатины замачивают в течение 8 ч в 99,5 мл дистиллированной воды. Затем нагревают на водяной бане до полного растворения и процеживают через марлю или мелкое сито. Готовый раствор хранят в холодильнике.

3.1.3. Спиртовой раствор даммары

Раствор даммары применяют для закрепления нестойких надписей и рисунков, выполненных итальянским, графитным карандашом, сангиной (см. разд. 3.3). Готовят раствор по рецептуре:

Даммара 3 г

Спирт этиловый 96%-ный 97 г (123 мл)

Приготовление. 3 г даммары растворяют в 97 г (около 123 мл при 20° С) 96%-ного этилового спирта. Дают постоять примерно сутки, до тех пор пока остаток смолы не побелеет. Раствор фильтруют через фильтровальную бумагу (желательно через беззольный фильтр). Хранят в темном месте.

3.1.4. Рыбий клей

Осетровый клей в виде растворов различной концентрации используют при дублировании большемерных произведений (см. разд. 3.9.4), при дублировании произведений одновременно на бумагу и холст (разд. 3.9.6), при дублировании руинированных рисунков, когда основа и техника (красочные материалы) не допускают увлажнения (разд. 3.9.5.3), при дублировании на холст пастелей, выполненных на холсте (разд. 3.9.8).

Для приготовления растворов берут стандартный осетровый клей, но предварительно его освобождают от нерастворимых примесей и защищают от плесневения антисептиком.

Очистка и антисептирование осетрового клея.

Необходимое количество измельченного на маленькие кусочки сухого клея взвешивают и помещают в сосуд, заливают холодной дистиллированной или кипяченой водой так, чтобы вода полностью покрыла клей. Оставляют для набухания на 12-14 ч. Набухание клея считается законченным, когда в кусочках не остается твердого ядра. Затем кусочки клея собирают в небольшие комочки и разминают руками до образования однородной тестообразной массы белого цвета. Комочки размятого клея переносят в кастрюлю и, постепенно заливая водой, в которой происходило набухание, распускают комочки руками в этой воде.

Закончив эту операцию, ставят кастрюлю с клеем на водяную баню (температура воды в бане 70°С) и нагревают, тщательно перемешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной массы. Внимание! Нагревать клеевой раствор на открытом огне нельзя - уменьшается вязкость и снижается клеящая способность раствора!

Приготовленный клеевой раствор фильтруют в теплом состоянии через двойной слой марли для удаления нерастворившихся пленок. Чтобы защитить клей от плесени и бактерий (см. разд. 2.6.3), в него добавляют антисептик - пентахлорфенолят натрия в количестве 1% от массы сухого клея.

Рассчитанное количество антисептика растворяют в стакане с минимальным количеством воды, фильтруют через двойной слой марли, добавляют в раствор профильтрованного клея и тщательно перемешивают.

Внимание! Пентахлорфенолят натрия токсичен! О мерах безопасности при работе с ним см. гл. 10.

Готовый раствор клея переливают в плоскую низкую эмалированную посуду и оставляют для застывания. Через 10-12 ч (в зависимости от температуры и влажности воздуха) клей нарезают ножом на квадратики размером 2x2 см. Раскладывают на полиэтиленовой пленке и сушат при открытом доступе воздуха.

Приготовление рабочих растворов клея различной концентрации.

Сухой клей содержит 12-15% воды, а следовательно, концентрация такого клея равна 88-85%. Это обстоятельство необходимо учитывать при составлении растворов. Расчет производится по «правилу креста».

Пример расчета.

Есть кубики клея 85%-ной концентрации (остальные 15% - вода). Надо получить 15%-ный клей. По правилу креста заданную конечную концентрацию 15% пишем на пересечении двух линий, а концентрации исходных компонентов - у верхних концов линий. Затем для каждой линии производим вычитание одного стоящего на ней числа из другого и записываем разность у свободного конца той же линии (направления вычислений указаны стрелками). Полученные числа, расположенные у концов соответствующей линии внизу, показывают, сколько единиц массы каждого компонента следует взять, чтобы получить раствор с заданной конечной концентрацией.


Расчеты: 85 - 15 = 70, 15 - 0 = 15.

Проверка: В 15 г «сухого» клея 85%-ной концентрации содержится:

15x85 /100 = 12,75 г клеящего вещества.

Добавим к 15 г клея 85%-ной концентрации 70 г воды. Общая масса станет: 15 + 70 = 85 г. В этих 85 г содержится 12,75 г клеящего вещества, т.е. конечная концентрация равна:

12,75x100% /85 = 15%

Таким образом, расчет верен: надо взять 15 г исходного «сухого» клея (85%-ного) и добавить 70 г (мл) воды.

В табл. 1 приведены количества «сухого» клея (в котором содержание воды принято равным 15%) и воды, которую необходимо добавить к этому клею для получения клеевого раствора требуемой концентрации.

ТАБЛИЦА 1

Количества сухого рыбьего клея и воды, необходимые для приготовления клеевых растворов различной концентрации

Концентрация клеевого раствора, % Масса сухого клея, в граммах Объем добавляемой воды, мл
3 3 82
5 5 80
6 6 79
7 7 78
8 8 77
12 12 73
15 15 70

Табличные данные рассчитаны по правилу креста, поэтому суммарная масса клеевого раствора во всех случаях одинакова и равна 85 г. Для приготовления больших количеств раствора следует брать кратные количества компонентов. Например, нужно приготовить не 85 г 15%-ного раствора клея, а 170 г, т.е. 85 х 2. Значит, нужно взять: 15 х 2 = 30 г «сухого» клея и 70 х 2 = 140 г воды.

Методика приготовления клеевого раствора.

Высушенные кубики антисептированного клея взвешивают, заливают необходимым количеством воды, дают им набухнуть в течение 12 ч и затем готовят рабочий раствор клея на водяной бане (при температуре воды в бане 70° С). Раствор заливают в мерную посуду и доливают испарившуюся во время приготовления воду до нужного объема. Для разбавления уже имеющегося раствора клея определенной концентрации пользуются тем же правилом креста.

Например, необходимо приготовить 10%-ный раствор из 15%-ного. Согласно правилу креста:

Значит, нужно взять 10 г 15%-ного раствора клея и добавить к ним 5 мл воды.


3.1.4.1. Рыбий клей для «лапок»

Этот клей используется при монтировании произведений графики в паспарту (см. гл. 7). Готовится по рецептуре:

Рыбий клей с антисептиком 10 г

Вода дистиллированная 90 мл

Глицерин 15 капель

Приготовление. Клей заливают водой и дают набухнуть в течение 12 ч. Затем растворяют на водяной бане (70° С) при перемешивании в продолжение приблизительно 30 мин. Остывший, но не застывший клей тонким равномерным слоем наносят флейцем на листы писчей бумаги, не содержащей древесной массы.

Листы высушивают на веревке и хранят завернутыми в полиэтиленовую пленку.

3.1.4.2. Окантовочный клей

Клей столярный 40 г

Клей рыбий с антисептиком 40 г

Глицерин 20 капель (1 мл)

Вода дистиллированная 200 мл

Приготовление.

В отдельных стеклянных стаканчиках заливают 40 г рыбьего и 40 г столярного клея одинаковыми объемами по 100 мл воды. Дают набухнуть в течение 12 ч. Прогревают при перемешивании на водяной бане до полного растворения, затем соединяют оба раствора и добавляют глицерин. Используют клей в теплом состоянии (35-40° С), подогрев на водяной бане (так как при комнатной температуре клей застывает).

3.1.5. Иодкрахмапьная индикаторная бумага

Применяется для обнаружения окислителей (в данном случае - свободного хлора в бумаге - см., например, разд. 3.7), в присутствии которых синеет, поскольку при этом выделяется свободный хлор.

Приготовление.

В ступке тщательно растирают 3 г картофельного крахмала и перемешивают с 25 мл дистиллированной воды до получения однородной массы (кашицы). Массу медленно вливают в 225 мл кипящей дистиллированной воды, продолжают кипячение 1-2 мин, после чего раствор охлаждают. Прибавляют 1 г иодида калия KI и 1 г кальцинированной соды Na 2CO3 , разбавляют водой до 500 мл и тщательно перемешивают.

Фильтровальную бумагу хорошего качества (бумага для хроматографии или бумага - основа фильтровальная) пропитывают приготовленным раствором и сушат, разложив на чистом стекле, или подсушивают феном (нельзя сушить на солнце!).

Сухую бумагу нарезают полосками размером 1x5 см и хранят в банке темного стекла с притертой пробкой, отдельно от реактивов.

Внимание! Все эти операции необходимо делать в чистом помещении, где не производится химическая обработка.

3.1.6. Сернокислый анилин

Раствор сернокислого анилина используют для обнаружения в бумаге древесной массы. В присутствии ее волокна бумаги, на которые нанесена капля раствора, окрашиваются в желтый цвет. Приготовление.

5 г сернокислого анилина растворяют в 50 мл дистиллированной воды, фильтруют и добавляют 1 каплю концентрированной серной кислоты.

Хранят реактив в склянке из темного стекла с притертой пробкой.

3.1.7. Дезинфицирующие растворы

Приготовление спиртовых растворов нипагина (2%- и 5%-ного).

2 и 5 г нипагина растворяют в 98 г (123 мл) и, соответственно, в 95 г (120,2 мл) 96%-ного этилового спирта при комнатной температуре. Хранят в склянке (стекло любое) с притертой пробкой.

2%-ный раствор нипагина используют для дезинфекции пастелей на холсте (см. разд. 4.1).

5%-ный раствор нипагина применяют для дезинфекции произведений графики на бумаге контактным методом (см. разд. 2.6.2).

Приготовление водно-спиртового раствора формальдегида (5%-ного).

Берут формалин - 40%-ный водный раствор формальдегида, содержащий (в расчете на 100 г раствора) 40 г формальдегида и 60 г воды. Соответственно, 5%-ный спиртовой раствор на основе формалина должен содержать 5 г формальдегида + 7;5 г воды (столько воды приходится в формалине на 5 г формальдегида) + 87,5 г этилового спирта (96%-ного). Следовательно, для приготовления 5%-ного раствора необходимо смешать 12,5 г (11,5 мл) формалина и 87,5 г (110,8 мл) этилового спирта (плотность формалина 1,09 г/мл, спирта - 0,79 г/мл).

Хранят раствор в темной стеклянной посуде с притертой пробкой, в темном месте (так как раствор весьма летуч), при комнатной температуре.

Раствор формальдегида используют для дезинфекции контактным методом произведений, выполненных на бумаге и картоне (см. разд. 2.6.2).

Приготовление спиртового раствора тимола (5%-ного).

Растворяют 5 г кристаллов тимола в 95 г (120,2 мл) этилового спирта (96%-ного). Хранят в темной стеклянной посуде с притертой пробкой (поскольку раствор летуч) при комнатной температуре. Раствор тимола используют в парообразном состоянии для дезинфекции пастелей на пергаменте (см. разд. 4.1)

3.1.8. Водный раствор глицерина (5%-ный)

50 г глицерина (ч. д. а.) смешивают с 950 г (950 мл) дистиллированной воды. Раствор используют для пластификации в процессе реставрации (см. разд. 3.8.1, 3.9.1), для удаления желтизны с хрупких произведений промывкой (разд. 3.5.1).

3.1.9. Растворы химических реактивов

В табл. 2 приведены составы наиболее часто применяемых растворов химических реактивов. Для удобства приготовления растворов количества твердых веществ указаны в граммах, а жидких - в миллилитрах.

ТАБЛИЦА 2
Составы водных растворов химических реактивов
РЕАКТИВ
Концентрация растворов % Масса или объем реактива Объем добавляемой воды, мл
Хлорамин Б 7 7,0 г 93
Тритон Б 0,5
1,0
1,5
3,0
5,0
0,5 г
1,0г
1,5 г
3,0 г
5,0 г
99,5
99,0
98,5
97,0
95,0

Пероксид водорода (перекись водорода)
3 3,0 мл (пергидропь 40%-й) 37
Аммиак 0,5

3,0
5,0
0,5 мл (25%-й раствор)
3,0 мл
5,0 мл
24,5

22,0
20,0
Уксусная кислота 0,5

1,0
5,9 мл (ледяная)
11,8 мл
995,0

990,0
Соляная кислота 0,5 0,5 мл (конц.40%) 39,5
Щавелевая кислота 5,0 5,0 г 95,0

Перманганат калия (марганцовокислый калий)
0,25 0,25 г 99,75
Гцдрокарбонат калия (сода питьевая) 5,0 5,0 г 95,0
Гидроксид калия (едкое кали) 0,5 0,5 г 99,5
Первоисточник: 
РЕСТАВРАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ. ВХНРЦ им. И.Э.ГРАБАРЯ, М., 1995
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.