Никола-Чудотворец

Аватар пользователя Ksyu
до реставрации
Фото до реставрации: 
до реставрации
фрагмент
Фото после реставрации: 
после реставрации
Произведение принадлежит: 
заказчику
Работа над произведением принадлежит: 
автору
Основание для реставрации: 

Аварийное состояние сохранности грунта и красочного слоя. Утраты грунта, вздутия грунта и грядки красочного слоя. На тыльной стороне утраты древесины, летные отверстия жука-точильщика, залитые ПВА (?). Общее пылевое загрязнение на иконе.

Историческая справка: 

« Никола-чудотворец »
н.х., XIX в.,
материал: основа дерево, левкас

Состояние до реставрации: 

по визуальным наблюдениям:
Лицевая сторона.
Древесина просматривается в утратах до основы:
- на левом поле, ближе к центру, 0,4х0,6см.
- на изображении нимба Николы, с права и лева, от изображения бороды гвоздевые отверстия, размеры 0,2х0,3см.; 0,3х0,3см.
Древесина плотная, охристого цвета, сильно загрязнена.
Грунт просматривается по краям утрат до основы и в местах утрат красочного слоя. Грунт белого цвета, порошащийся, тонкий (=0,2см.). Имеются поздние вставки реставрационного грунта: на полях, на изображении нимба святого Николы, на изображении одежд Богоматери. Поздние подгрунтовки тонированы акварелью. Отставания грунта и красочного слоя от основы:
- в верхнем левом углу поля жесткое вздутие грунта с красочным слоем с трещиной по гребню размером 6х2х1,5см.
- на левом поле, в верхней части, размером 1х0,6см.
- в правой части ковчега, на изображении облака многочисленные небольшие грядки грунта и красочного слоя, размер наибольшего 0,5х0,2см.
- на правом поле, в центре, жесткое вздутие грунта с красочным слоем с трещиной по гребню, размер 1,5х0,7х0,6см.
- в центре иконы, на изображении одежд святого Николы, правея изображения руки отставание грунта с красочным слоем, размер 0,8х0,5см.
На поверхности иконы множество вертикальных, мелких грядок грунта и красочного слоя с угрозой осыпи и частичными утратами красочного слоя по гребню грядок, длинна разрывов от 1,5см. до 5см.
Утраты грунта с красочным слоем:
- на левом поле, в центре, утрата до основы, размер 0,4х0,6см.
- по верхней лузге на изображении нимба частичные утраты грунта и красочного слоя, размеры 0,3х0,4см; 0,2х0,3см.
- на изображении облака справа и изображении Богоматери утраты грунта и красочного слоя от 2,2х0,2см. до точечных.
- на нижнем поле в правом углу размером 0,5х0,1см.
По всей поверхности иконы разнохарактерный кракелюр грунта и красочного слоя с приподня-тыми краями. Красочный слой тонкий, равномерный. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. По всей поверхности иконы мелкие грядки красочного слоя с точечными выкрошками.
Лаковая пленка толстая, неравномерная, поздняя, так как лежит по поздним подгрунтовкам. Утраты лаковой пленки соответствуют утратам грунта и красочного слоя. На поверхности иконы сильное пылевое загрязнение.
Тыльная сторона.
Основа иконы состоит из одной доски. Высота коробления 1,2см. Шпонки врезные, встречные, выступают за пределы щита: верхняя влево на 1см.; нижняя вправо на 0,5см.; над поверхностью щита шпонки выступают на 0,7см. Шпонки подвижны.
Утраты древесины:
-у правого края над нижней шпонкой старый, загрязненный, неподвижный отщеп, размер 3,7х1,2см.
- над верхней шпонкой утрата древесины размером 0,6х1см.
- у верхнего края, в центре, размер 1х0,5см.
- по всей поверхности основы и на шпонках летные отверстия жука-точильщика, залитые клеем ПВА(?).
- у нижнего края иконы группа летных отверстий жука-точильщика, d=0,3см.
У верхнего края иконы металлический крепеж, прикрепленный двумя гвоздями. Тыльная сторона иконы, торцы и боковые стороны имеют темное покрытие.
Торцы и боковые стороны. На боковых сторонах и нижнем торце вбиты металлические гвозди без шляпок со следами коррозии, так же имеются летные отверстия жука-точильщика, некоторые залиты клеем ПВА(?). На торцах и боковых сторонах фактурные пятна красной краски, загрязнения и слои пыли.

Методика: 

Укрепление красочного слоя и грунта проводилось по классической технологии при использовании 3%-ного водного раствора медово-осетрового клея и папиросной бумаги. Проглаживались листы утюгом (t=60°C) через фторопластовую пленку. После укрепления грядок красочного слоя и приподнятых краев кракелюра грунта и красочного слоя участок просушевался теплым утюгом через фильтровальную бумагу разогретым утюгом (t=50°C).
Укрепление грунта и красочного слоя в местах отставания от основы. Участки отставания определены простукиванием. Делается несколько вертикальных проколов для выхода воздуха по краям вздутий и один под углом 30 градусов для шприца. Шприцем в прокол подводится 96% этиловый спирт, а затем 5%-ный медово-осетровый клей. Поверхность выравнивается фторопластовым шпателем, прижимая грунт и красочный слой к основе, затем прогладила этот участок разогретым утюгом (t=50 C) через фторопластовую пленку, просушила теплым утюгом (t=50 С) через фильтровальную бумагу. На участок устанавливался пресс, который снимался через сутки.
Удаление гвоздей на торцах, лицевой и боковых сторонах иконы. Сильно коррозированные металлические и латунные гвозди обколоты тонкой иглой вдоль ”ножки”, в проколы подведен шприцем 96% этиловый спирт. Гвозди постепенно удалены зубоврачебными щипцами.
Удаление клея ПВА с поверхности тыльной стороны, торцов и шпонок иконы. На пятна клея ПВА накладывался спиртовой компресс (ватный тампон, смоченный 96%-ным спиртом) на 5мин., затем набухший клей послойно удалялся при помощи остро заточенного скальпеля. В результате пятна ПВА с поверхности иконы полностью удалены.
Восполнение утрат древесины на тыльной стороне, шпонках, торцах и боковых сторонах иконы. Древесина в местах утрат пропитана 96%-ным этиловым спиртом, проклеена теплым 3%-ным медово-осетровым клеем. Утраты восполнялись клей-опилочной пастой (просеянные древесные опилки + 8%-ный медово-осетровый клей), в летные, гвоздевые отверстия вставлялись заточенные по их диаметру спички, смоченные в 8%-ном медово-осетровом клею. После высыхания пасты спички обрезались вровень с основой. Утраты восполнялись послойно. После полного высыхания вставки клей-опилочной пасты шлифовались абразивной бумагой №1 и №0.
Подведение реставрационного грунта. Участки утрат красочного слоя и грунта пропитаны 96%-ным этиловым спиртом, после теплым 3%-ным медово-осетровым клеем. Для подгрунтовок использовался отмученный, просеянный мел. Реставрационный грунт подводился в несколько слоев: 1. в мел добавляется 6%-ный медово-осетровый клей, масса доводится до консистенции мягкого пластилина. 2. завершающие слои более жидкие. В мел добавляется 5%-ный медово-осетровый клей, масса доводится до консистенции жидкой сметаны. Реставрационный грунт после полного высыхания выравнивался абразивной бумагой №1, №0 и полировался войлоком.
Тонирование вставок клее опилочной пасты на тыльной стороне, шпонках и торцах иконы выполнено акварелью «Ленинград», тонкой кистью немного светлее цвета древесины.
Покрытие лаком с пиненом (1:2) лицевой, тыльной стороны и торцов, шпонок иконы. Этот состав наносится на торцы и поверхность тыльной стороны иконы ватно-марлевым тампоном и растирается ладонью. 
Тонирование грунта в местах утрат авторского красочного слоя выполнено акварелью «Ленинград», тонкой кистью в технике «поантель». Тонировки выполнены чуть светлее и чуть холоднее авторского красочного слоя. Покрытие лаком с пиненом (1:2) лицевой стороны иконы. Этот состав наносится на поверхность лицевой стороны иконы ватно-марлевым тампоном и растирается ладонью.

С уважением.

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
150
points

Простите, а зачем Вы мед дабавляете при укреплении икон?. Мед удерживает влагу, а это не нужно.

179
points

Зато предает пластичности клею...в музейной реставрации от него не отказались и я не откажусь...

С уважением.

170
points

Я в этом с вами согласна, но это только в реставрации станковой масляной живописи, а что мед используют при укреплении икон я слышу в первый раз...

167
points

"Если содержание меда меньше 20% (соотношение 4:1), изменение свойств пленок и количество вымываемой фракции существенно занижается, что указывает на взаимодействие растворителя лишь с пластификатором, в данном случае с медом. Если в качестве пластификатора применяется поливиниловый спирт (в соотношении 1:1), свойства пленки также изменяются (в случае ДМФА жесткость увеличивается на 60%, а количество вымываемой фракции составляет 3,2%). Комбинация пластификаторов - меда и ПВС ( соотношение осетрового клея, меда и ПВС - 2:2:1) обеспечивает устойчивость свойств пленок по отношению к растворителям, в этом случае количество вымываемого вещества составляет около 1%. Наиболее агрессивным растворителем, влияющим на свойства пленок, оказался ДМФА, остальные растворители в порядке уменьшения влияния на клеевую пленку располагаются в ряд: этилцеллозольв, этилацетат, этиловый спирт, формальгликоль". Федосеева Т.С.

С уважением Владимир Сорокин

168
points

Добрый день, Владимир! Вы наверное инопланетянин,судя по переписке! Только не обижайтесь, я далека от реставрации,но так интересно читать.....Здесь все для меня инопланетяне:)

С уважением,
Любовь.

101
point

Не знаю как в реставрации икон, а в реставрации мебели считается неприемлемым вставки из других пород дерева. В вашем случае заделка спичками меня немного ввела в замешательство..... Разве в работе с иконами это приемлемо?

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.