ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Журналистские анонсы о реставрации

Аватар пользователя Владимир

Памятникам Ярославля дали 330 миллионов федеральных рублей

09.06.2009
Деньги ещё не пришли, но работы уже начались. Триста тридцать миллионов рублей из федерального бюджета направлены на реставрацию памятников архитектуры Ярославля. И хотя эта серьёзная сумма ещё в пути, её освоение в областном центре идёт полным ходом. Часть средств пошла на обновление иконостаса Фёдоровского кафедрального собора, другая - на восстановление росписи в церкви Спаса-на-городу. И это ещё не все объекты федерального финансирования.
Как и любое другое здание, Федоровский храм оседает и уходит в грунт, пылью и копотью покрываются стены. Но при надлежащем уходе он может благополучно жить ещё сотни лет. Реставрация иконостаса только началась. Сняв верхний ярус, специалисты увидели старые тябла - это доски, на которые крепятся иконы и орнамент, характерный для многих ярославских церквей. Здесь его очертания хорошо заметны и не закрыты поздними записями. В рамках федеральной программы на этом памятнике будут проведены противоаварийные работы и консервация иконостаса. Чтобы это сделать, нужно укрепить резьбу и снять все иконы для очистки и обновления живописи.
Этот памятник для них - как родной. Мастерам здесь известен каждый фрагмент стены, бригада реставратора высшей категории Евгения Чижова работает на памятнике около 20-ти лет. Но один из ярусов, где говорится о чудесах Федоровской иконы, описан в литературе менее всего. То, что ярославцы привносили в работу и свои жизненные наблюдения, здесь особенно заметно. Как появился этот рисунок корабля петровской эпохи, нам остается только гадать. Но исследователи оценивают его как вполне соответствующий оригиналу.
Владимир Сорокин - выпускник Строгановки. Его дипломным проектом была фреска «Слава Соломона» из Варваринской церкви Ярославля, которая усилиями комиссии Грабаря, к счастью, осталась во фрагментах. Здесь нижний ярус тоже расписан на темы "Песни песней". Владимир говорит, что восстанавливать стенное письмо им помогали графьи - линии рисунка, по которым ориентировались и сами мастера: два Федора - Федоров и Игнатьев, расписавшие множество храмов Ярославля. На будущей неделе реставраторы начнут работу в церкви Спаса-на-городу, а здесь сроки сжатые - до первого августа.

Журналист – Марина Смарагдова, оператор – Сергей Чекмарёв.

Постоянный адрес новости: http://gtk.yar.ru/news/11014.ns

С уважением Владимир Сорокин

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".

Опубликовано на сайте Издательского Дома «Аргументы и факты» (http://www.aif.ru)
АиФ Ярославль, выпуск 39 (39) от 23 сентября 2009 г.
<!--Адрес статьи: http://www.aif.ruhttp://gazeta.aif.ru/online/yaroslavl/39/02_06--> Адрес статьи: http://yaroslavl.aif.ru/issues/39/02_06?print


Наши древние храмы — новоделы?


В церкви Ильи Пророка от старины осталось мало.
 

Сегодня о реставрации памятников в Ярославле говорят много — тысячелетие не за горами, и как любой радушный хозяин, город хочет показать гостям только самое лучшее. Но, увлекшись реставрацией, по мнению специалистов, все совершенно забыли об обеспечении сохранности богатств, представляющих собой огромную культурную и духовную ценность.

Халтура исполнителей

За последние 10 лет в России было утрачено 2,5 тысячи памятников истории и культуры, больше половины объектов культурного наследия нуждаются в срочной реставрации. Не так давно на заседании президиума Государственного совета и президиума Совета по культуре и искусству президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости сформировать правовую базу в сфере охраны культурного наследия.

— Сейчас существует слишком много лазеек для нарушения нормативно-правовых актов. Этому явлению потворствует секвестирование бюджета, которое влечет за собой халтуру исполнителей: закупается более дешевый материал, используется неквалифицированная рабочая сила, — говорит художник-реставратор монументальной живописи Владимир Сорокин.

Во время реставрационных работ в церкви Ильи Пророка в состав традиционных известково-цемяночных растворов в большом количестве добавлялся цемент, использование которого допустимо лишь в малых дозах. Правда, тут же уточняет Владимир Геннадьевич, фирма, которая занималась фасадными работами, закупила дорогой белый цемент, который ближе по структуре к извести.

Активно дают о себе знать ошибки реставрации, которая проводилась в храме Ильи Пророка на протяжении всего ХХ века. Одна из ошибок архитекторов, по мнению Владимира Сорокина, заключалась в том, что четырехскатная крыша придела Гурия, Самона и Авива была заменена позакомарным покрытием (закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружной стены церкви, соответствует внутренней форме свода).

— Четырехскатная кровля носила функциональный характер: благодаря ее конструкции атмосферные осадки легко сходили вниз, не задерживаясь на крыше. А теперь вода остается на кровле, в том числе и из-за того, что плохо организован отвод осадков и паводковых вод. В результате происходит намокание кладки и свода, свод абсолютно мокрый, из-за чего регулярно покрывается плесенью. Мы делаем дезинфекцию, но хватает этих мер не надолго, — поясняет Владимир Сорокин.

Молотком по древности

Большое беспокойство вызывает и работа некоторых «специалистов», которых привлекают к реставрации ярославских храмов. В 30-е годы ХХ века реставраторы, чтобы сохранить живопись в церкви Кирилла и Мефодия в Афанасьевском монастыре (что на площади Челюскинцев), временно ее забелили. В советские времена помещение пережило нескольких арендаторов: была там и столярная мастерская, и склады. Стены многократно забеливали и перештукатуривали, в результате древняя живопись оказалась под толстым слоем различных материалов.

— Профессионально удалить такие наслоения могут только реставраторы, но это дело доверили почему-то простым рабочим, гастарбайтерам. Они взяли в руки молотки, кирки и прорубили все практически до кирпичной кладки. Когда по просьбе комитета по сохранению культурного наследия мы пришли на объект, живопись была в очень плохом состоянии, — рассказывает художник-реставратор.

Фундамент нашего времени

Фундамент у церкви Ильи Пророка тоже, можно сказать, современный. Для удобства его возведения при строительстве храма прибегали к небольшой хитрости: выкладывали по три-четыре кирпича с двух сторон, а пространство между ними забутовывали известково-песчаным раствором. Со временем эта насыпь вымывалась, и фундамент оказывался пустотелым. Чтобы его заполнить, бурили скважину и через нее в больших количествах закачивали цемент. Получается, что храм стоит на новом, современном фундаменте?

Если ярославец или гость города хочет увидеть истинную древность, ему прямая дорога в Тутаевский район, в церковь Спаса Нерукотворного в селе Заболотье. В 19 веке архитектура там подверглась переделкам, но живопись сохранилась в своей «первозданности». В летописи она записана под 1682 годом. Причина такой сохранности проста: на реставрацию в определенный момент просто не хватило денег.

По словам Владимира Сорокина, в подавляющем большинстве остальных ярославских храмов подлинный материал находится под толщей многократных поновлений.

— Во время реставрации живописи на фасадах Ильи Пророка мы попытались дойти до чистого источника, но он оказался в таком плачевном состоянии, что лучше до него не доходить, — рассказал художник-реставратор.

Другая сторона медали

В 2006 году на одной из конференций, посвященных реставрации и консервации памятников, прозвучала интересная мысль, которая особенно точно характеризует сегодняшнюю ситуацию в сфере сохранения культурного наследия. Звучит она так: «Развитие экономики и создание массовой культуры отодвигают на второй план очевидную необходимость сохранения культурного богатства. Приоритетным направлением становится придание второй жизни памятнику, а не продление его собственной».

По сути, многим ярославцам все равно, живут они рядом со «стариной глубокой» или осовремененными храмами. Вот только если дело и дальше так пойдет, любоваться и восхищаться мы будем уже новоделом, а не живым воплощением истории, и передавать потомкам будет уже нечего.

 

Полина ВАЧНАДЗЕ

С уважением Владимир Сорокин

А что,кто-то проводил опрос всех ярославцев? Чудны дела твои...

Дрезден стал вторым из объектов, когда-либо исключенных из списка всемирного наследия. Первым в 2007 году стал Заповедник арабских ориксов в Омане.Могу предположить,что третьим будет исторический центр Питера из-за строительства Охта-центр,а четвертым,по всей вероятности,Ярославль,из-за чудовищных застроек в историческом центре.Это мое личное мнение,но если бы у Ярославцев хоть иногда интересовались их позицией,может быть и меньше поводов было бы для такого рода публичных выступлений...

С уважением Владимир Сорокин

Володя,ну был же по весне какой-то "представитель"(мы это уже обсуждали) и сказал,что всё комильфо.Насчет Питера, твоя наивность не имеет границ.Скажи,а кто по-твоему должен этим интересоваться?Я,на самом деле,не представляю.

Татьяна,время покажет...Чувствую себя Дон Кихотом,воюющим с ветряными мельницами и поэтому сам себе смешон...

С уважением Владимир Сорокин

Да вовсе даже не с ветряными мельницами, а  с вполне определенными явлениями.Вот методы борьбы,действительно, "донкихотовские". Но журналистка,увы,не Санчо.До сих пор удивляюсь,как ты сумел заглотить такую (не скажу,какую) наживку???

Облажался,извини...

С уважением Владимир Сорокин

Отправить комментарий

архит_ктура:
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.