ОБЗОР МЕТОДОВ РЕСТАВРАЦИИ ФАЮМСКИХ ПОРТРЕТОВ

Виннер А.В.

Реставрация фаюмских портретов — наиболее древних произведений станковой живописи, уникальных памятников первых столетий нашей эры — вызывает исключительный интерес благодаря не только их ценности, но и своеобразию и особенностям техники их живописи. Фаюмские портреты, находящиеся в собраниях музеев зарубежных стран и в СССР (в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), по своей технике могут быть разделены на несколько групп.

МЕТОДЫ РЕСТАВРАЦИИ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА XVI ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОР. МОСКВЫ

Гиршберг В.Б.

Обширные земляные работы, проводящиеся в связи с реконструкцией нашей столицы, часто дают весьма интересные и важные археологические находки. Материалы, собранные археологами после соответствующей научной обработки, консервации и реставрации, поступают в столичные музеи.

НОВЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Никифораки Н.А.

За последнее десятилетие физические методы исследования живописи приобретают все большее значение. Известны блестящие результаты применения в области реставрации рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей. Исследование произведений живописи при помощи физических методов дает в комплексе возможность всесторонне изучить памятник: установить материал и состояние основы живописи (доски или холста), изучить авторский рисунок, авторскую живопись и позднейшие записи, определить степень сохранности и, наконец, атрибуировать памятник.

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ЗАКЛЕЙКЕ

Виннер А.В., Шахов Б.М.

Профилактическая заклейка бумагой поверхности произведений станковой живописи, выполненных маслом или темперой, является предохранительной мерой консервации. Ее цель — предупредить возможное повреждение и в известной мере приостановить разрушение красочного слоя и грунта произведения.

НОВЫЙ МЕТОД ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАСЛЯНЫХ КРАСОК

Девятов М.М.

Можем ли мы в скором времени иметь прочные масляные краски, не желтеющие и не темнеющие в процессе высыхания? Это один из самых острых вопросов, касающихся художественных материалов. Да, мы можем иметь краски, которые не теряют ни характера цвета после высыхания, ни силы светоотражающих способностей, то есть практически не желтеющие и не темнеющие и при этом достаточно физически прочные.

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ УКРЕПЛЕНИЯ СТЕНОПИСЕЙ МОДИФИЦИРОВАННЫМ ЖЕЛТКОМ

Бурый В.П., Борисова Н.Л., Водовозова Е.Л., Третьякова Д.С.

Статья посвящена вопросам укрепления древних стенописей модифицированным яичным желтком. Приведены данные по способу обработки природного желтка, рекомендованного разработчиками. Анализируется авторская версия химизма процессов модификации, указывается на ее противоречия, обусловленные недостаточной химико-аналитической проработкой вопроса. Приведены данные лабораторных исследований этой проблемы в лаборатории химии липидов в Институте биоорганической химии РАН. Сделан анализ результатов этих исследований и выводы по ним.

К РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ. ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФРЕСОК

Бурый В.П.

В статье рассматриваются различные аспекты проблемы укрепления древнерусской монументальной живописи с помощью эмульсии яичного желтка. Кратко касаясь истории этого вопроса, основное внимание автор обращает на появившийся сравнительно недавно модифицированный желток. На примере использования этого материала при реставрации росписей XII в. в Мирожском монастыре (г.Псков) поднят дискуссионный вопрос о характере процессов, происходящих при фракционном разделении желтка (его модификации). Выражено несогласие автора с позицией разработчиков, трактующих химизм процессов модификации желтка несколько упрощенно, высказана собственная точка зрения на характер этих процессов.

Теплофизические аспекты сохранения памятников архитектуры

Сизов Б.Т.

Одними из самых сложных объектов культурного наследия с точки зрения их сохранения являются памятники архитектуры. Прежде всего это обусловлено влиянием на них нерегулируемых природных факторов, в том числе климатических.

Консервация храмозданной доски церкви мартиниана Ферапонтова монастыря

Сизов Б.Т., Подъяпольский А.С.

Закладная белокаменная храмозданная доска с надписью о строительстве церкви преподобного Мартиниана Белозерского в настоящее время находится на западном ее фасаде слева от входа в храм. Доска вмурована в наружную стену поздней пристройки, возведенной в 1836-1838 годах при обращении монастырской церкви в приходской храм и находится на уровне около 2-х метров от земной поверхности.

Методы сохранения памятников из камня от внешних атмосферных воздействий

Сизов Б.Т.

Взгляд на проблему сохранения памятников культуры с позиции выяснения взаимосвязей в системе «памятник — окружающая среда» позволяет детально рассмотреть процессы старения (разрушения), выявить основные факторы, влияющие на эти процессы, и выработать меры по снижению отрицательного воздействия этих факторов.

RSS-материал
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.